Сообщество - Лига Огранщиков
Добавить пост

Лига Огранщиков

68 постов 452 подписчика

Популярные теги в сообществе:

А еще о нас пишут

Тут намедни вышло интервью. Аж в журнале Сноб. Да, про нас.

А еще о нас пишут Камень, Огранка, Геммология, Интервью

Нет, на фото не я, а отец-основатель InterGems

Ссылка на интервью

Там по чуть-чуть обо всем, и про историю, и про нынешние реалии... даже про магические свойства написали, чего уж.

Но вообще статья про то, как мы вообще работаем и чем живем.

С вами, как всегда, InterGems. Сильно тряпками не кидайте, мы работать умеем, а не интервью давать

Показать полностью

История огранки

Что ж, это было... долго.
Дисклеймер: написание данной статьи состоит не только из исторически проверенных фактов, но и, в значительной степени, из моих домыслов. Огранка как искусство очень сильно теряется в веках, и доподлинно установить некоторые временные рамки, а также определенное применение технологий невозможно.

Для начала будет некоторое количество риторики: а можно ли отнести к огранке процесс отбивания одного камня другим для получения острой режущей грани? Если так, огранка – буквально, самое историческое и значимое ремесло в истории человечества, которое привело к появлению первых орудий труда, без которых не могло бы быть дальнейшего прогресса. Но это уже прям совсем утрировано, вернемся с высот философских рассуждений на грешную землю.

Первые достоверные попытки огранки камней можно отнести к эпохе Двуречья (Египет, ок. III в до н.э.). Вряд ли это можно назвать огранкой в прямом смысле этого слова – мастер просто приполировывал, в меру своих сил, природные грани камня, достигая какого-никакого блеска и прозрачности. Ни о какой задаче формы речи не идет, как и о качестве изделий – камни просто немного открывали свой природный цвет.

Примерно такие же камни, кстати, использовались до XVII в. в украшении икон – камни располагались на окладе в довольно хаотичном порядке, закрепленные по одному, обычно, в глухую закрепку. Помимо этих отполированных природных кусков, использовались еще и кабошоны – и на них мы остановимся отдельно.

Кабошон – огранка камня, как правило, в полусферу (с вариациями, но общий смысл вы поняли). Верхняя полусфера камня «закатывается» в выпуклую или другую криволинейную поверхность, которая, в зависимости от камня, может проявлять разные интересные оптические свойства. Характерные примеры – «кошачий глаз», астеризм – особенности структуры камня образуют причудливую игру света, проявляющую светлую (реже – темную) полосу по оптической оси камня, а во втором варианте – многоконечную звезду. Этот рисунок образуется, в первую очередь, благодаря различным игольчатым включениям в камне и их ориентации по оптической оси.

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Слегка нетипичный кабошон. Разница заключается в том, что этот – прозрачный , а на дне рисунок вырезами

Кабошоны также появились в глубокой древности, но уже требовали определенного мастерства и использования некоторых подручных инструментов. Ввиду того, что действительно дельные ограночные приспособления еще не были изобретены, в ход шел плоский камень, посыпанный песком. Песок, как абразивный материал, помогал добиться большего съема и сократить время работы, но все равно обкатка одного камня занимала большое количество времени.

Следующей важной вехой для огранки было, вероятно, изобретение гончарного круга. Посмотрели на эту вращающуюся платформу огранщики, сыпанули туда песочка, плеснули водички, да и начали полировать. Более высокая скорость движения поверхности относительно грани камня давала не только бóльший съем, но и лучшую чистоту полировки. Предположительно, примерно одновременно с этим появились и первые зачатки огранки в современном ее понимании – мастера заметили, что определенные камни с определенными углами граней выдают куда более приятную игру света, что начали использовать. Правда, эксперименты были прям на все деньги, так что каких-либо значительно качественных камней не предвиделось до XV века.

А теперь самое интересное. В 1454 г. некий голландский мастер Людовик ван Беркен в процессе своих изысканий обнаружил, что при соблюдении определенных углов и количества граней, алмаз приобретает неожиданно хорошую игру света. Впоследствие результаты его наблюдений назовут «бриллиантовой» огранкой.

Ремарка: абсолютно достоверных сведений по поводу изобретения ван Беркеном чего-либо нет, как нет и абсолютно точного отрицания его вклада в огранку. Известно наверняка лишь то, что мастер занимался огранкой, гранил алмазы и памятник ему находится на одном из домов в Амстердаме – на нём Людовик ван Беркен держит в руке ограненный алмаз

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

"Нельзя просто так взять и сделать хорошую огранку". А вообще в руке он держит ограненый алмаз, а не делает жест Боромира из Властелина Колец. Фото с Википедии

Мало того, ван Беркен еще и придумал концепцию ограночного станка в том виде, в котором он, с некоторыми современными дополнениями, дошел до наших дней. В широком смысле это шпиндель с приводом, на который крепится сверху ограночная поверхность – планшайба. Само собой, за века привод станка менялся от старинного ручного до современных электродвигателей, позволяющих не только исключить из процесса тяжелый физический труд, но и весьма точно контролировать скорость вращения планшайбы.

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Первые ограночные станки. Гравюра из интернета, изначальный источник неизвестен

В 1919 году Марсель Толковский – бельгиец русского происхождения, воспитанный в стае волков семье ювелиров – оценил качество огранки от современников, поморщился, да и вывел куда более совершенную с точки зрения игры света огранку алмаза, в настоящее время называемую Кр57 – круглый, 57-гранный камень. Эта клиньевая огранка, собственно, используется и по сей день не только для алмазов, но и для множества других камней.

Весьма интересна еще и тема, связанная с закрепкой камня. Как мы узнали из предыдущих абзацев, на игру света и насыщенность камня сильно влияют углы, под которыми устанавливаются на него грани (то есть, под каким углом камень прислоняют к плоскости абразивного покрытия). Самые первые попытки огранки делались, понятно, «на руках», что фактически исключало возможность точного подбора углов и направлений. В дальнейшем появились палочки, на которые крепился камень, и которые, в свою очередь, устанавливались на вертикальную стойку с отверстиями под разными углами. Словами это конструкцию описать немного проблематично, проще посмотреть на картинку и понять всю примитивность этого устройства.

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Те самые палочки и принцип их работы в сочетании с опорной втулкой. Иллюстрация из Руководства по обработке драгоценных и поделочных камней (Дж. Синкенкекс, издательство «Мир», 1989 г.)

Отдельный уровень треша заключается в том, что эта простейшая система не только не была вытеснена более современными и точными устройствами, но и широко используется по сей день. Качество, как вы понимаете, зависит от нереального скилла мастера, но обычно все равно так-сяк.

После того, как огранщики в край задолбались заниматься такой ерундой, начали появляться первые подобия квадрантов. Квадрант – фактически, высокотехнологичный аналог палочек, позволяющий контролировать не только угол, но и поворот камня относительно центральной оси. Для чего это нужно? Симметрия в камне позволяет улучшить впечатление от него и дает более правильную, приятную глазу игру света. За правильное и симметричное выставление граней отвечает специальная шестерня на квадранте, которая, в зависимости от требуемой сложности и количества граней, может иметь от 8 до 96 позиций (меньше смысла не имеет, а больше встречается весьма редко).

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Современный ограночный станок (технически, портативный). Электропривод позволяет регулировать обороты, квадрант – угол и симметрию граней

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Суровый японский станок IMAHASHI. Совсем не портативный, но, благодаря станине весом в 300 кг, очень стабильный и плавный. Квадрант снят потому что конь в ванной в огурцах. В силу своей массивности выглядит и правда как советский – они, кстати, т

Отдельным уровнем развития квадранта можно назвать ручное приспособление «малютка» (она же «универсальное ограночное приспособление»). Это, по сути своей, переносной квадрант, ставящийся ножками на опору и позволяющий быстро делать большое количество камней. Его преимущество – в портативности, как и недостаток: отсутствие жесткого крепления требует куда больше внимания к работе – хотя, будем честны, куда чаще речь не о внимании, а о банальной механической памяти, многие огранщики делают огромные количества камней под типовую огранку, глядя при этом не на то, что делают, а куда-нибудь в телевизор. На качество работы, при выработанных рефлексах, это совершенно не влияет, а вот тупая монотонная работа сильно угнетает.

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

«Малютка». Видите, сколько у нее регулировок? Надо очень четко осознавать, какие за что отвечают и уметь работать на ней точно и быстро. По сравнению со стационарными ограночными квадрантами – и правда малютка, хотя едва помещается на лист А4

А что же у нас стало за века с поверхностью для полировки? Конечно же, на смену плоскому камню и песочку пришли более современные («ха-ха» сказали гончары) виды оборудования. За редким исключением, ограночный станок комплектуется планшайбами разных степеней абразивности. Планшайба – это такая тяжелая (часто оловянная) штука, которая ставится сверху на шпиндель станка и, благодаря вращению, «стачивает» камень. Подразделяются они, в зависимости от типа и размера абразивного материала, на обдирочные (задать условную форму всего камня в несколько быстрых касаний), ограночные (установить грани на камень и «подтянуть» их друг к другу) и полировочные (как понятно из названия, чтобы отполировать грань до отсутствия дефектов). Предвосхищая возможные вопросы – да, можно сразу полировальной планшайбой и форму задать, и грани установить – вот только ввиду износа отполировать начисто ей уже не получится. Полимер, содержащий в себе абразив (обычно, корунд или алмаз, а вот состав полимера производители планшайб держат в секрете) наберет в себя огромное количество шлама – отходов обработки, тонкозернистых микрокристаллов – и будет вместо чистой, гладкой поверхности выдавать дефекты огранки: царапины, т.н. «седину» (множество микроскопических царапин, образующих бело-сероватую поверхность), сколы и прочее-прочее. Так что тут как с наждачной бумагой – чем мельче абразив, тем тоньше съем и чище поверхность.

История огранки Камень, Огранка, Станок, Производство, Промышленность, Российское производство, Геммология, Минералы, Ручная работа, Изготовление, Длиннопост

Планшайбы. Слева – для полировки, справа – ограночная

Ремарка: вообще, планшайбы – очень капризные барышни. Они имеют свойство менять форму поверхности (камень прогрызает борозду при неаккуратной работе), забиваться всякой летящей гадостью, плавиться (в случае с некоторыми особо изощренными видами) и делать еще шайба знает что, лишь бы не работать как надо. У хорошего огранщика планшайбы подчиняются его воле и делают то, что от них нужно, начинающий же вынужден вести непрерывный неравный бой, цена поражения в котором – основательно запоротый камень.

Теперь стоит упомянуть и о самых современных технологиях огранки. Конечно же, глядя на цех, забитый индусами с палочками (я не могу перестать угорать с этой сверхтехнологии будущего), можно вполне себе справедливо представить один ограночный станок с ЧПУ, который будет выполнять всю ту же самую работу, но без перерывов на обед и сон. Да, такое есть… вот только помните анекдот про автоматический бритвенный станок? У всех лица разные, но только до первого бритья. Вот и с камнями то же самое. Геммолог и огранщик (бывает, что это один и тот же человек) работают в паре, находя оптические оси, примечая включения и предполагая форму, которая будет наиболее выгодна при огранке каждого конкретного камня. Без этой сложной и кропотливой работы можно забыть о большом «выходе» веса, и, следственно, выгоде. Кроме того, огранщик на всех стадиях работы постоянно контролирует процесс – ведь в процессе стачивается, как мы уже знаем, не только камень, но и планшайба.

Еще прикол ЧПУ-станка: для ускорения процесса, обрабатывается одновременно не один камень, а несколько десятков. И может случиться такое досадное недоразумение, что один-единственный камешек вдруг отклеивается, и пиши пропало всей партии, несчастный, не удержавшийся на своем законном месте, сработает как абразивный материал и превратит всех своих товарищей по несчастью в бесформенных уродов.

Именно необходимость контроля процесса (прям постоянного контроля: сидишь, камнем коснулся, чуть полирнул – посмотрел в лупу, все ли чисто и аккуратно выходит, потом еще раз, еще… и так каждую грань, зачастую, по несколько раз) фактически исключает возможность получения качественной огранки различных камней на ЧПУ-оборудовании. Если с какой-нибудь фрезой все более-менее ясно – либо режет, либо не режет, результат и качество работы видно/ сразу – то тут станок сам в лупу не посмотрит и критически качество своей работы не оценит. Так что, господа огранщики, бунт машин и превосходство искусственного интеллекта нам пока что не грозит, сидим, работаем.

Еще одно новшество, пожалуй, достойное упоминания – лазерная огранка. Сразу оговорюсь, вещь сложная, дорогая, как титановый самолет, очень узкоспециализированная, большая редкость и вообще индусы дешевле обойдутся. Да и вообще, в интернетах пишут, что машинка-то грани лазером нарезает, а вот полировать их – опять ручками индусов. И подходит только для алмазов, и делает только бриллиантовую огранку, зато с большой скоростью. В общем, резюмируем, штука узкопрофильная, большинству не по карману, да и толку от нее не сказать, чтобы прям совсем много.

Заключение

Подводя итог, можно смело сказать одно: с древних времен процесс огранки фактически не претерпел изменений, и основная технология дошла до нас, по сути, в первозданном виде. Все дело в том, что огранка – не столько технология, сколько ремесло, зависящее от умений мастера. Эволюция ограночного оборудования никак не повлияла не сам основной принцип, применяемый для огранки камней: мы все так же трем камнем об абразив и получаем тот же камень с более чистой и красивой поверхностью. Конечно, с использованием современного оборудования можно получить качество, недостижимое в прошлом за минимальный промежуток времени, но сама профессия огранщика – человека, который знает не только технику

P.S.: статья носит исключительно общеобразовательный характер. Все детали современной огранки, как правило, являются коммерческой тайной фирм. Очень прошу не задавать вопросы про конкретику – какие именно планшайбы, какой абразив, какие станки, приемы и техники мы используем. В предыдущем посте уже задавали подобные вопросы, и получали на них односложный ответ: «секрет фирмы». Без шуток.

P.P.S.: весьма вероятно, что я упускаю какие-либо вехи становления огранки в плане оборудования, технологий, а также некоторые неточности в датировании. За это заранее прошу простить, и, если возможно, писать в комментариях уточнения (пожалуйста, уточнения, а не «быдло, ты бесишь, забываешь про *название события*). Если таковые будут – соберу пост с замечаниями и правками со ссылками на оригинальных комментаторов. Заранее спасибо, срач прошу не разводить, читайте правила Лиги и ресурса.

Показать полностью 8

Цитрин aka «Снежинка»

Камень, который установил свои порядки и занял в огранке довольно много времени.
Кварц-цитрин, фантазийная огранка, конкейв.
Работа над ним началась аж пятнадцатого числа этого месяца, считайте, полторы недели. Правда, там еще дела всякие были…

С вами, как всегда, InterGems развлекательный.
Спасибо большое всем, кто поддерживает – ставит плюсы, смотрит, комментирует и так далее. Ваше внимание важно для нас – думаю, для всех, кто создает действительно авторский контент

Показать полностью

Танзанит

В комментариях под прошлым тематическим постом попросили написать про танзанит. Я попробую, погнали.

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Наверняка многие из читателей видели танзанит в фильме "Титаник". Именно в фильме – по канону, это был ни разу не он, а голубой алмаз "Сердце Британской Короны", который был привезен из Индии и в какой-то момент начал считаться проклятым, потому что всех его владельцев ждала незавидная судьба (ибо нечего таскать огромный дорогущий камень, так или иначе в темной подворотне прилетит). А, поскольку, среди владельцев были в основном короли, аукалось проклятие и на простой народ.

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Плюс-минус референсный кулон «Сердце океана». Взято из интернетов, подпись, видимо, для дальтоников.

Но что-то мы увлеклись, возвращаемся к нашим танзанитам.

Камень в фильме, по легенде, на самом деле был танзанитом, ибо найти «белый» такой чистоты и насыщенности цвета не представлялось возможным, в том числе, и по бюджету (есть мнение, что в фильме была граненая стекляшка, не имеющая никакой фактической ценности – все равно на экране никто не отличит).

Один наш коллега, который крайне любит заниматься исследованиями всяких мифов, связанных с драгоценными изделиями, в процессе составления поста написал следующее в ответ на наш вопрос:

«Кстати, я все таки докопался до истины.

В фильме "Титаник" участвовал не один, а три кулона "Сердце океана". Они были сделаны из разных сплавов и разных камней. В частности два кулона из белого золота и бриллиантов, а "сердце" огранен из сине-голубого фианита*, а третий из платины, бриллиантов и сапфира (скорей всего синтетического).

Все эти кулоны для фильма изготовила фирма "J. Peterman Company". В настоящее время два кулона находятся в частных коллекциях, а третий после банкротства "J. Peterman Company" бесследно исчез.

Но самой дорогой репликой считается кулон, который был изготовлен ювелирным домом "Harry Winston". Там "сердце" огранен сине-голубым бриллиантом весом 15 карат.

Так что в фильме не было никакого танзанита»

*Фианит – искусственный кристалл, имитирующий алмаз по ряду свойств. Широко применяется в ювелирном деле в качестве дешевой замены (цена за карат, как правило, не превышает 50 рублей), является продуктом Физического Института Академии наук СССР (ФИАН, откуда и получил свое название)

Танзанит сам по себе – силикат насыщенно-синего цвета (может быть с примесями фиолетового или голубого), имеющий всего одно месторождение в мире – как можно понять из названия, в Танзании (в провинции Аруша). Первые камни на месторождении были обнаружены в 1966 году. Прозрачные кристаллы обладают твердостью в 6.5-7 по шкале Мооса, что весьма себе соответствует требованиям к ювелирным камням (помните ранее упомянутый торговый термин «полудрагоценные»? Это как раз оно).

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Фото из интернета. Даже в необработанном виде кристаллы имеют приятный синий оттенок

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Вполне себе референсный танзанит. Не бит, не крашен, огранен

Ремарка: есть определенные критерии, применяемые к ювелирным камням. В английской терминологии они называются 4C – color, clarity, cut и carat, то есть, цвет, чистота, огранка и вес. По сути, эти термины относятся скорее к определению цены, а вот для определения именно ювелирного камня используются другие – твердость (потому что никто не хочет, чтобы камень в кольце развалился через две недели), редкость (потому что галька с берега морского есть у каждого нищего, а вот алмаз еще найти надо), красота (та же галька по непонятным причинам впечатления особо не производит, а вот виновник нашего поста – танзанит, а не @qluo и @stasha2006 – очень даже. Комментаторы, наверняка, тоже впечатление производят, но под требования к драгоценным камням не совсем подходят, извините), историческая ценность (очень спорный вопрос, ибо далеко не все камни ее имеют).

Таким образом, мы сможем легко исключить все, что критериям не соответствует (хрупкий – нафиг, встречается повсеместно – тоже не котируется, стремный как какашка – точно не сюда, найден вчера и вроде ничего так – скорее всего нет), после чего останется довольно ограниченный и вполне себе очевидный список. Если вдруг у вас в этот список затесалось что-то неучтенное – подумайте еще раз, наверняка в итоге придете к логичному выходу. Ну или к открытию в геммологии, что вряд ли.

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Легкие примеси фиолетового цвета в танзаните. Это как раз натуральный камень

Своим пиаром танзанит обязан американской компании «Тиффани» – именно ими камень был впервые представлен общественности, и именно они предложили дать ему название в честь места находки.

Танзанит, не имея представления и минимальных познаний в геммологии, можно спутать с сапфиром – природным или синтетическим. Кроме этого, Википедия пишет, что частенько его подделывают, причем подделка клепается из двух кусков прозрачной шпинели, склеенных между собой синим клеем. И, понятно, что его делают из окрашенного стекла, но чего там из него только не делают, а на вид сразу понятно – стекляшка, а не камень. Один из диагностических признаков – скорее всего, стекло будет легче натурального танзанита, потому что плотность у него меньше.

Характерная черта танзанита – трихроизм. Природный камень имеет разницу цвета по трем осям. А вот при нагреве это свойство меняется на дихроизм – разницу в цвете по двум осям.

Танзанит Камень, Драгоценные камни, Ювелирные изделия, Танзанит, Огранка, Геммология, Украшение, Кулон, Познавательно, Факты, Длиннопост

Проявление характерного зеленого оттенка при трихроизме в камне без облагораживания.

К тому же, при нагреве у камня пропадают красный и коричневый цвета, имеющие место быть при отсутствии облагораживания. Этот способ обработки является повсеместно распространенным, и не только не снижает, но и повышает ценность камня (вернемся к  «4C» – color, цвет камня, чем чище цвет, тем, как правило, лучше). Синтетика, что весьма характерно, по всем осям будет обладать одинаковым цветом, что является одним из ключевых методов диагностики

На самом-то деле, это практически все, что можно рассказать про танзанит – этот камень не имеет каких-либо подвидов (цоизит мы не будем рассматривать в качестве танзанита, как предлагает Википедия). Стоит отметить разве что довольно высокие ценники на этот камень. Кстати, интересно, что, в отличие от многих других цветных камней, танзанит отлично сохраняет свою стоимость в диапазоне от $300 до $500 за карат на протяжении последних (!) двадцати лет (речь, само собой, не про обсыпку индусской огранки, а про качественные и крупные камни). Очень частая уловка поставщика – "покупай быстрее, дарагой, харощий камень, месторождение почти исчерпано и скоро все кончится!". Нет, не кончится, не верьте в этот развод, там еще копать и копать. Но вообще можно сказать, что все, к чему приложила руку Tiffany обычно стоит как крыло от истребителя.

С вами, как всегда, InterGems познавательный, читайте, интересуйтесь, радуйтесь красивым камням и не забывайте, что в системе «4C» увеличение каждого параметра положительно влияет на стоимость ограненного камня.

Как и раньше, с радостью будем готовы ответить на ваши вопросы в комментах, а если интересует что-то более глобальное – пишите свои предложения на тему следующего поста.

Всех с наступающим Новым годом!

Показать полностью 6

Гранаты

Все мы знаем, что гранаты бывают нескольких видов – оборонительные, наступательные, светошумовые, дымовые
Что-то не туда. Сегодня у нас про гранат – семейство камней, включающее в себя несколько удивительных и отличающихся по свойствам разновидностей. Итак, погнали.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Гранаты в ассортименте

Гранат, как ювелирный камень, известен человечеству очень давно. Раньше его относили в категорию «лалы», обобщая со шпинелью и рубинами. В целом, можно сказать, что некоторые разновидности и правда с первого взгляда можно спутать с рубином, но отличия довольно очевидны.

В СССР в свое время появилась технология синтеза этих камней, благодаря которой чуть ли ни каждый простой советский человек мог позволить себе пресловутый гранатовый браслет, но об этом попозже.

Самые известные разновидности – пироп и альмандин, это знакомые всем насыщенные темно-красные гранаты, похожие по цвету на зернышки одноименного растения, откуда, собственно, и получили свое название.

Пиропы – темно-красные, с огненными всполохами, первое, что представляет человек, когда вспоминает про эти камни. Их добывают в ЮАР, есть также месторождения в Якутии, на Урале. Именно по, так называемому, «пироповому следу» были найдены многие кимберлитовые трубки – коренные месторождения алмаза.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Вот это пироп-альмандин, сочетание двух типов. Чистого пиропа, увы, не нашлось почему-то.

Альмандины – также красноватые, но с оттенками коричневого и фиолетового (более холодные). При хорошем качестве, альмандины ценятся даже больше пиропов.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Альмандин. Часто бывает довольно невнятного цвета, это еще хороший экземпляр

Родолитыотдельный вид гранатов, долгое время считавшийся разновидностью пиропа. Тем не менее, позже было установлено, что это – смесь пиропа и альмандина, розоватого, схожего с рубином, цвета.

Спессартин – уже довольно необычный представитель семейства, чей насыщенный желтый цвет привлекает внимание. Спессартины ювелирного качество – прозрачные и без крупных включений – большая редкость, чем обусловлена довольно высокая цена. Самостоятельных месторождений воообще нету, камни часто находят попутно с редкими землями. Характерны для них газово-жидкие включения в виде мелких пузырей.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Спессартин во всей своей желтой красе

А теперь… что, если я скажу, что всем нам хорошо знакомые гранаты бывают еще и зелеными? Переходим к группе уграндитов.

Гроссуляры – это светло-зеленые гранаты, куда, кстати, входит и одна из самых дорогих разновидностей – цаворит (тсаворит). Гроссуляры, впрочем, бывают не только зелеными (добро пожаловать в геммологию), а объединяет их кальций в составе.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Цаворит (тсаворит). Мнения по написанию названия на русском расходятся

Андрадиты и демантоиды – тоже весьма известная разновидность, также зеленые. Демантоиды известны в России, в первую очередь, благодаря уральским месторождениям.

Уваровит – еще один необычный представитель гранатов, встречающийся в виде щетки на хромитовых рудах (множество мелких кристаллов на поверхности). Боль всей жизни – видеть огромный кусок уваровита, который ме-е-едленно ползет по конвейеру на ГОКе, а потом с высоты десяти метров бряцается в отвал, рассыпая вокруг маленькие зеленые осколки. Аж слеза наворачивается, как вспоминаю.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Уваровит. Фото с Вики, потому что мы с ним не работаем – огранить его нельзя, а изделия мы не делаем. Да и вообще довольно хрупкая штука, кристаллы отваливаются с основы, когда проводишь по ним пальцем

Малайя – ценная разновидность пироп-спессартинового граната, добываемая в Танзании и Кении, а также на Мадагаскаре. Его характерной особенностью являются игольчатые включения (рутил), а цвет варьируется от красного до розовато-оранжевого. Сейчас Малайя – одна из крайне ценных разновидностей гранатов на рынке.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Малайя. Согласитесь, вообще не сразу поймешь, что за розовый камень такой

Color-change

Гранаты некоторых месторождений обладают интересным эффектом – они меняю свой цвет в зависимости от типа освещения: чем «холоднее» свет, тем «холоднее» и цвет камня. Под дневным светом камень будет насыщенно-розовым или даже фиолетовым, с красноватым оттенком, а вот под искусственным освещением – вплоть до практически синего или зеленого. Этот эффект в геммологии называют александритовым, а в коммерческий сфере – color-change. Изменения цвета зависят от состава камня и обусловлены примесями хрома или гроссуляра, в зависимости от типа эффекта.
Ремарка: нормально сфотографировать этот эффект почти невозможно, так что иллюстрация, прям скажем, не задалась.

В природе гранат растет в виде (берегите языки, это на кристаллографическом, и еще не самое сложное) ромбододекаэдрических и тетрагонтриоктаэдрических кристаллов.

Гранаты Камень, Гранат, Геммология, Познавательно, Факты, Ювелирное дело, Огранка, Цвет, Цаворит, Видео, Без звука, Вертикальное видео, Длиннопост

Вот примерно такие кристаллы (фото с кухни, так что со светом беда). Этот примерно 15 мм

Довольно часто встречаются явно выделенные кристаллы, но в большинстве своем, гранаты выглядят как красноватые точки в породе, размером от нескольких десятых миллиметра до довольно крупных, с голову младенца (это наблюдения из личного опыта, встречаются и большие экземпляры). Зачастую эти кристаллы непрозрачные, такие гранаты можно использовать разве что в декоративных или технических целях. Благодаря своей довольно большой твердости (до 7.5 по шкале Мооса) гранат используется в том числе как абразивный материал.

Еще одно интересное свойство граната – ферромагнетизм. Дело в том, что гранаты, имеющие в составе довольно большое количество железа, могут проявлять магнитные свойства. Это используется в промышленности, а вот в ограненных камнях может мешать при работе с изделием, так как камень «нацепляет» на себя металлическую стружку и будет пытаться царапаться «об воздух», несмотря на высокую твердость. Вообще, со временем царапаются все камни, так что верить в «вечные» алмазы, сапфиры и рубины тоже не стоит.

Магия произошла

Про синтетику

Еще в 30-х годах прошлого века небезызвестная компания «Белл» пыталась ставить (и даже успешно) опыты по выращиванию граната в искусственной среде. Проблема заключалась в том, что цена выращивания одного камня достаточных размеров и качества была соизмерима с поездкой классом «люкс» в страну-производитель природных камней с последующей закупкой там сырья и его обработкой (включая стоимость ограночного оборудования). Согласитесь, немного нерентабельно, но прецедент был создан.

Чуть позже появились так называемые ИАГ (иттрий-алюминиевые гранаты). Это гранаты с иттрием вместо марганца в кристаллической решетке. В целом, ИАГ вполне себе интересен ювелирам, особенно ввиду того, что задать ему можно практически любой цвет. Кроме того, его активно применяют в оптике и других сферах промышленности, где себестоимость и физические свойства преобладают над внешним видом и эстетической ценностью.

В СССР технологией синтетического граната занимался ВНИИСИМС. Имея несколько научных авторских свидетельств, институт смог наладить производство гранатов практически любого цвета. К сожалению (или счастью, как посмотреть), технология так и осталась довольно-таки дорогой – себестоимость чистого искусственного граната зачастую превосходит таковую у природного, а вот его эстетическая ценность… сами понимаете.

На сегодня все, а с вами, как всегда, InterGems познавательный. Выражаем благодарность всем читателям, комментаторам и всем-всем-всем, кто интересуется ювелирными камнями!

Все камни на фотографиях огранены нами, за исключением подписанных "со стороннего ресурса". Кристалл, понятное дело, никто не гранил, он такой в природе.

P.S.: если вдруг Вам интересно узнать поподробнее про какие-либо камни – пишите в комментариях, постараюсь написать что-то интересное. Маленькая ремарка – мы не занимаемся камнями первой категории (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит), так что как раз про них могу рассказать только то, что помню со времен обучения (а это было давно и неправда).

P.P.S.: стоит оговориться, что "по фото не лечим", так что реальную принадлежность граната к какой-либо категории можно оценить только вживую или (еще надежнее) в лаборатории. Некоторые из фотографий для данного поста делались довольно давно, и, в процессе написания, породили дискуссии о том, что же именно за камень на фото. Но, как видите, мы разобрались.

Показать полностью 8 2

InterGems на выставке AS&LS. Морганиты и споры

InterGems на выставке AS&LS. Морганиты и споры Камень, Натуральные камни, Драгоценные камни, Огранка, Минералы, Морганит, Геммология, Гифка, Длиннопост

В общем, появилось в умах людей очень интересное мнение: мол, морганиты в природе ни разу не розовые, а все подряд деланные (гретые там, еще как подкрашенные). Найти бы автора сего гениальнейшего высказывания и спросить, из какого такого места он эту мысль родил и почему не смыл за собой

Если серьезно, скажем так: мы с ними ничего не делаем, только граним. В природе морганит (он же воробьевит, а то сейчас набегут отечественные минералоги), как правило, розовый, встречаются персиковые и иные оттенки. Встречаются. Так и в Википедии написано, и в десятках других источников достаточной степени достоверности.
Камни мы получаем в состоянии сырья, выглядит это вот так вот:

InterGems на выставке AS&LS. Морганиты и споры Камень, Натуральные камни, Драгоценные камни, Огранка, Минералы, Морганит, Геммология, Гифка, Длиннопост

На куски стекла похоже, да? Офигеть как непросто найти качественное сырье, глядя на такое, надо уметь выбирать.
А вот облагороженные они или такие сами по себе – никто не знает.
Никаких нормальных опровержений, как и подтверждений сего высказывания никто привести не может, мировые лаборатории разводят руками. «Эксперты» же, которые начинают с умным видом затирать это всё, стоя перед нашей витриной с этими самыми розовыми морганитами, на вопрос «с чего вы взяли и где пруфы, Билли» делают вот так:

InterGems на выставке AS&LS. Морганиты и споры Камень, Натуральные камни, Драгоценные камни, Огранка, Минералы, Морганит, Геммология, Гифка, Длиннопост

В очередной раз мы будем пытаться бороться с мракобесием в умах людей. Кто-то толкает это всё с порывом «а нахрен вам вообще природные камни, они же тоже “деланные”, носите синтетику». И вот таким нехитрым образом вполне себе можно скатиться до Санлайта, а настоящие работы мастеров будут считаться чем-то ненужным. Сюрприз, синтетика – она на то и синтетика, чтобы являться дешевым ширпотребом, главная фишка которого – объем работы, а не ее качество.

Конечно, каждый для себя решит сам, за чем он гонится, но, в очередной раз, не принимайте на веру чужие слова, даже если их говорит эксперт своего дела. Проверяйте правдивость.

P.S.: с тегами в этот раз обойдусь немного по другому. Фиг его знает, как там алгоритмы работают, то ли меня реально никто не читает и это тупо неинтересно, то ли в горячее авторские посты пролезают с трудом.

Показать полностью 3

InterGems на выставке AS&LS. Популярно про турмалины

InterGems на выставке AS&LS. Популярно про турмалины Выставка, Мероприятие, Камень, Драгоценные камни, Огранка, Антиквариат, Культура, Натуральные камни, Геммология, Турмалин, Познавательно, Длиннопост

Заканчивается предпоследний день Антикварного салона. Суббота, очень много людей (и, что характерно, ни одного пикабушника не было), много старых знакомых и новых интересующихся, масса дел. Есть некоторые нехарактерные для выставок успехи, кстати.
А нам пришла идея поделиться с вами всяким интересным про один камень – турмалин. Итак, погнали.
Турмалин. Википедия сразу расскажет нам про то, что турмалины – боросиликаты с переменным составом. Фишка этого камня в том, что, в зависимости от состава (точнее, примесей) меняется цвет. Причем, если у большинства камней эта характеристика плюс-минус стандартная (к примеру, гранаты – красные или зеленые с оттенками; аквамарин – вариации синего и голубого), то турмалин – настоящий адепт радужного движения. То есть, он может быть реально любого цвета, разница только в частоте появления отдельных видов. К примеру, зеленый и розовый – довольно распространенные цвета, а вот синий или желтый – уже реже.

InterGems на выставке AS&LS. Популярно про турмалины Выставка, Мероприятие, Камень, Драгоценные камни, Огранка, Антиквариат, Культура, Натуральные камни, Геммология, Турмалин, Познавательно, Длиннопост

Более того, полихромность – нормальная ситуация: арбузный турмалин – довольно известная и часто встречающаяся разновидность.

InterGems на выставке AS&LS. Популярно про турмалины Выставка, Мероприятие, Камень, Драгоценные камни, Огранка, Антиквариат, Культура, Натуральные камни, Геммология, Турмалин, Познавательно, Длиннопост

Ко всему прочему, турмалин проявляет плеохроизм – уже были заметки на эту тему. Это тот эффект, когда камень по разным направлениям камень меняет свой цвет. Физику сего процесса можно почитать на той же вики, но для турмалинов можно сразу сказать, что обычно (в камнях всегда есть офигенное количество исключений из правил) разница цвета скорее в насыщенности. Это, в принципе, создает определенные нюансы при огранке – до начала работ надо понять, в какую сторону воевать, чтобы на выходе не получить слега подкрашенное стекло.
На агонии симфонии самоцветов, выставке в Москве, можно будет посмотреть палитру турмалинов, замутим тематический стенд. Это будет с 8 по 10 декабря в Амбер Плаза на Новослободской (Москва).
А сейчас можно увидеть всю прелесть и разнообразие в Гостином дворе, мы здесь до вечера воскресенья.
Традиционно, ссылка на мероприятие

Показать полностью 3

InterGems на AS&LS. День второй. Приходил Петросян

InterGems на AS&LS. День второй. Приходил Петросян Огранка, Камень, Мероприятие, Выставка, Драгоценные камни

Не, он правда был. Кроме шуток как бы смешно это ни было смеялся весь стенд блин, вы поняли весь комизм ситуации как блин написать-то?!
Мы очень хотели что-нибудь ему пошутить, но на ум пришло только «Петросян придумал шутку». Ничего смешнее не родилось.
А так – люди бегают. Про Пикабу пока еще никто не говорил, зато очень восхищаются камнями. В том числе, китайцы.
Нашли несколько просто великолепных вещей, одна из них – офигенный настенный ковер с портретом (кого – писать не буду, а то вдруг еще тег «политика» прилетит)
А еще, кстати, встретилась мне парочка моих одногруппниц из универа.
Будет время – забегайте, мы ждём!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!