Сотрудники заводов креативно поздравили с 8 марта!
Дорогие женщины, с праздником! Пусть ваши мужчины каждый день поют для вас песни, как эти ребята! :)
И пусть ваш Мужчина глядя на вас, расцветает в улыбке!
Дорогие женщины, с праздником! Пусть ваши мужчины каждый день поют для вас песни, как эти ребята! :)
И пусть ваш Мужчина глядя на вас, расцветает в улыбке!
Недавно побывал на одном из угольных разрезов недалеко от Красноярска. И как обычно решил сделать лонгрид с фоточками и видео 😉 Начну с видео, чтобы сразу дать общее представление.
А теперь более подробно. Угля в Красноярском крае много. Через нас проходит Канско-Ачинский угольный бассейн, который с Востока и Запада захватывает Иркутскую и Кемеровскую области. Это самые крупные запасы угля в России - более 600 млрд тонн.
Экскаватор ЭКГ-5А, Саяно-Партизанский угольный разрез
Для наглядности картинка из интернета, где обозначены основные запасы угля в стране. Чуть ниже по центу – это мы.
На большей территории бассейна находится бурый уголь - это породы образовавшиеся ~140-160 млн. лет назад. А в месторождении, которое разрабатывают на Саяно-Партизанском разрезе - каменный, он на 200 млн лет старше. От этого он, по простому говоря, более концентрированный - горит лучше, жарче и дает меньше дыма. Его калорийность в 2-3 раза выше бурого. Конкретно на этом месторождении добывают марку 1ГВ (первый газовый витринитовый).
Уголь Саяно-Партизанского разреза
Саяно-Партизанский разрез находится в ~150км от Красноярска. Открыли это месторождение в начале 40-х. Начать активную разработку хотели на исходе Советского Союза, но не сложилось. Новый виток освоения пришелся уже на наши дни - полноценную работу стали вести ~ 15 лет назад. Сейчас добычу на разрезе ведет компания "Русский Уголь".
Саяно-Партизанский угольный разрез
Добычу ведут открытым способом. Удобно, что залежи находятся неглубоко и не надо строить шахты. Чтобы добраться до угольных пластов проводят вскрышные работы. Пустые породы срезают экскаваторами и Белазами отвозят на отвалы. Мягкие слои снимают так, а скальники взрывают.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Белазы грузоподъемностью 55 тонн гоняют туда-сюда, а бульдозер подравнивает площадку. В среднем за смену каждый самосвал делает 35-45 рейсов.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Сейчас самосвалы возят грунт, а когда доберутся до угля, будут также возить его, но уже не на отвал, а на перегрузочный пункт.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Погода на разрезе существенно отличается от красноярской - тут холоднее на 10-15 градусов. Зимой -30-35 обычное дело. Для техники и рабочих это, конечно, дополнительная нагрузка.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Добыча на Саяно-Партизанском разрезе идет круглосуточно. И ночью за -40 может опуститься. Работают, кстати, тут вахтой по две недели. Рядом с разрезом есть общежития со всеми удобствами. У рабочих комната на 4 человека, у ИТР на двоих.
машинист бульдозера – Ермолаев Андрей Владимирович, Саяно-Партизанский угольный разрез
В земле уголь идет пластами до ~2 метров высотой. Для удобства его сначала транспортируют на перегрузочный пункт. Тут из угля сложены целые горы. Чистый продукт загружают вот таким большим экскаватором ЭКГ-5А «Уралмаша». Эксплуатационная масса почти 200 тонн, а ковш вмещает 5 куб.м
Саяно-Партизанский угольный разрез
Работает экскаватор на электричестве. Сзади машины подключен силовой кабель. Штука большая, но очень шустрая в руках профессионала. Самосвал грузоподъемностью 30тн заполняет за 1,5мин.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Вот так видит свою работу машинист ЭКГ
Саяно-Партизанский угольный разрез
Машинист ЭКГ-5А Яковлев Александр Юрьевич, Саяно-Партизанский угольный разрез
Саяно-Партизанский угольный разрез
Часть угля предварительно сортируют на месте. Этот аппарат под экскаватором просеивает уголь и раскидывает его по сторонам в зависимости от размера камней – больше и меньше 30см. Перед погрузкой в вагоны (на следующем участке) есть еще одна установка, там фильтруют и дробят до размеров в 0-5см, чтобы потребитель получал уже готовый к применению продукт.
Саяно-Партизанский угольный разрез
Саяно-Партизанский угольный разрез
Кстати, на площадке есть специальный человек, который замеряет температуру угля. Все же горючий материал. В -30, наверно, шансов перегреться у него мало. А вот летом, когда +30-35, да еще и все черное вокруг, тут должно быть жарко.
Саяно-Партизанский угольный разрез
После погрузки в самосвалы уголь везут на следующую площадку, где его будут пересыпать в ЖД вагоны.
Саяно-Партизанский угольный разрез
В 2007 году рядом с магистралью построили тупик, сейчас тут три линии. Отсюда состав с углем тепловозом перегоняют на ближайшую станцию для дальнейшего распределения. Магистральный путь - это ЖД ветка Абакан-Тайшет, она же "Трасса Мужества", которая выходит к Транссибу (был уверен, что у меня есть пост на Пикабу про эту трассу, но оказалось, что нет. Кому интересно, можно на ютубе глянуть видео летнее)
На перегрузочном пункте вагоны загружают фронтальными погрузчиками
Саяно-Партизанский угольный разрез
После загрузки они поедут в самые разные направления
Саяно-Партизанский угольный разрез
В год на Саяно-Партизанском разрезе добывают ~1.5 миллиона тонн угля, а доступные запасы сейчас оценивают где-то в 33 миллиона тонн.
Работают на разрезе более 300 человек. Это машинисты, бульдозеристы, экскаваторщики, механики, административный персонал и тд . Кроме карьера есть и ремонтная площадка, т.к. техника требует постоянного внимания.
ЗЫ: На Пикабу пишу лонгриды про Красноярский край, производство, туризм. Кто интересуется, можете подписаться на профиль @Tokarevs
И еще много снимаю фото/видео и всякие короткие форматы, но это уже в Телеге. Если из Красноярска, можете заглядывать t.me/tokarevs
Как умирали тракторные заводы России
Как умирали тракторные заводы ч. 2
Как умирали тракторные заводы ч. 3
Краткое содержание цикла: СССР выпускал 500 тысяч тракторов в год, РСФСР 250 тысяч, а в России ноль (далее цитата из исходной статьи):
Что же сегодня происходит на рынке тракторов РФ.По данным «Анализа рынка тракторов для лесного и сельского хозяйства в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг импорт тракторов для лесного и сельского хозяйства в Россию вырос на 38%: с 22,2 до 30,6 тыс шт. Половину отечественного рынка тракторов занимает МТЗ — родимая «Беларусь» и сотоварищи — а вот оставшиеся 50% — чистый импорт.
А давайте разберём цифры. Есть у меня бюллетень «Росспецмаша» под названием «Импорт и экспорт сельскохозяйственной техники РФ» за январь-апрель 2022, где очень подробно расписан импорт, вплоть до моделей и цен.
За январь—апрель 2022:
В России выпущено 2583 тракторов (2106 сельскохозяйственных и 477 промышленных).
Из Беларуси поставлено 5233 трактора МТЗ (74% из которых МТЗ 82.1 с двигателем на 82 лошадки).
Импорт тракторов 4135 штук (пока сходится, 9368 штук за четыре месяца полностью совпадает с 30000 в год).
Посмотрим что там за трактора:
Колёсные
▪ John Deere — 124 штуки
▪ AGCO — 117 штук
▪ New Holland – 81
▪ Same Deutz-Fahr – 71
▪ Claas —12
▪ Valtra — 12
▪ Case IH — 9
▪ Прочие — 1238
▪ Мини-тракторы — 2436
Стоп. Что за мини-тракторы на сумму 2 971 401$. Это средняя цена ~100 000₽. На них мини-погрузчик БУ не купить. Только что-то похожее на газонокосилку.
Вычитаем из импорта «минитракторы за сто тысяч» – 1699 тракторов (19%) было импортировано и 5233 завезено из союзной Беларуси.
Экспортировано было 75 штук на 3,8 млн. $, больше всего «Кировцев» К-742.
Теперь ложку мёда в бочку закрытых заводов:
Кировский тракторный
Работает. Выпускает раза в 3 меньше максимумов советских времён. Модельный ряд обновлён. разнообразнее, линейка двигателей мощнее. Хорошо шёл на экспорт.
Ростсельмаш
Крупнейший советский производитель комбайнов.
В 2007 купил канадского производителя тракторов Buhler Versatile.
В 2016 перенёс в Ростов-на-Дону производство тракторов Versatile-2375
В 2021 выпустил ~1600 тракторов
В настоящее время «Ростсельмаш» достраивает новый тракторный завод на 5000 машин в год, завод трансмиссий и завод прицепной и навесной техники в Таганроге.
Чебоксарский завод промышленных тракторов, ЧЗПТ
В советское время выпускал монстров Т-330. На сегодня входит в концерн «Тракторные заводы», известен как «Промтрактор», выпускает бульдозеры, трубоукладчики и погрузчики под маркой ЧЕТРА.
Выпуск долгие годы колебался до 40—350 штук в год. В 2021 — 600 штук. В 2022 после ухода западных марок планировали нарастить до 100 штук в месяц. Мощности полностью загружены, в советское время выпускал больше, но гнал одну модель. Сейчас раза в два меньше, но обширной номенклатуры. Экскурсия от Константина ПРО:
Волжский комбайновый завод
Расположен в Чебоксарах, недалеко от завода ЧЗПТ. В советское время выпускал комбайны «Енисей». Сейчас входит в концерн «Тракторные заводы», известен как «Агромаш». Выпускал небольшое количество (до 50 штук в год) тракторов АГРОМАШ 90ТК. В 2022 резко увеличили выпуск до ~200, планируют дальнейшее увеличение до 400 тракторов и расширение линейки.
Челябинский тракторный завод
Производство танковых двигателей живо и бьёт рекорды, от гражданского направления осталась лишь тень в виде ЧТЗ-Уралтрак (160—200 бульдозеров и трубоукладчиков в год)
Однако свято место пусто не бывает и в Челябинске, как говорят местные, тяжёлые бульдозеры производят до 40 компаний, среди которых самые крупные
ДСТ-Урал (более 300 бульдозеров и дорожно-строительной техники в год)
ЧЗПТ (Челябинский завод промышленных тракторов, делает мало, но локализованные на 100%)
По тяжёлой строительной технике отечественные производители занимали ~35%, китайские ~25%, остальное западные и японские. После ухода в 2021 западных освободившийся рынок поделили примерно пополам.
Пегас-Агро
Завод основан в 2010. Производит самоходные опрыскиватели и разбрасыватели удобрений «Туман». Дорогая и специализированная техника с производительностью выше обычного трактора. Выпускали до 1200 штук в год, летом закончили строительство нового завода и переезд. Планируют нарастить выпуск до 2500 штук.
Туман, Барс, Рубин
Похожую технику под маркой «Барс» выпускает Казаньсельмаш, до 200 самоходных машин в год.
Алтайлесмаш
Алтайский тракторный исчез, но появилось несколько местных производств тракторов для лесозаготовки. «Алтайлесмаш» начинал в 2000 года с ремонта тракторов, затем освоили производство тракторов для лесозаготовки и нефтянки. В 2021 выпустили 121 машину. В 2023 увеличили до 30 штук в месяц. Расширяют производство для выпуска до 600 тракторов в год. Занялись сельскохозяйственным направлением (модель ТЛС-5). Никаких модных штук, полная локализация. Суровые. Сибирские. Свои.
Ковровский электромеханический завод
С 2011 выпускает погрузчики под маркой ANT. До 700 штук в год, активно расширяются. Судя по тому, что находясь под санкциями, отгружают технику для Минобороны у них всё в порядке.
UMG
Объединяет:
бывший Челябинский завод дорожных машин
Брянский арсенал (грейдеры, асфальтоукладчики)
Тверской экскаватор и ЭКСМАШ (Тверь) .
Выпускают всё от погрузчиков и экскаваторов, до грейдеров и коммунальной техники.
Вернёмся к цифрам. Действительно с середины 1970-х до 1990-х СССР ежегодно производил до 500 тысяч тракторов, больше всего в мире. А Россия производит в 10—20 раз меньше чем тракторные заводы РСФСР.
Вот только в 1978 СССР закупил 8,8 млн. тонн пшеницы за границей, а Россия в 2020 экспортировала 33 млн. тонн пшеницы.
Понятно что сейчас техника мощнее, понятно что дольше служит и меньше время простоев, т.к. трактора надёжнее, а за дорогой техникой лучше следят.
Два факта:
▪ Выработка при культивации паров у самого мощного советского трактора К-700 с тремя культиваторами КПС-4 — 60 га, а у современного РСМ-3535 —400 га за сутки.
▪ Посевной комплекс, произведённый например компанией «Агромастер» из села Муслимово республика Татарстан, одновременно за один проход проводит культивацию перед посевом, формирует посевной горизонт с мелкой фракцией в области размещения семян и крупной на поверхности для оптимальности всходов, проводит точное внесение семян с глубиной реагирующей на влажность и прикатывает ленту посева. Сколько нужно тракторов ДТ-75, чтобы заменить один этот комплекс?
Посевной комплекс компании «Агромастер» из села Муслимово республика Татарстан
Продолжение...
Начало
Как умирали тракторные заводы ч.1
Как умирали тракторные заводы ч. 2
Владимирский тракторный завод
В 1943 году на северной окраине города Владимира в условиях тяжелого военного времени была начата ударная стройка нового тракторного завода. Официальной датой пуска предприятия считается апрель 1945 года, когда было завершено строительство первой очереди завода.
В тот же год с главного конвейера сошли первые 500 тракторов, а в 1948 году общий объем выпуска составил уже 10000 тракторов. Однако этого было ничтожно мало для нужд сельского хозяйства, пострадавшего за годы войны. Строительство завода продолжалось, и в конце 1949 года была досрочно завершена его вторая очередь.
Изначально поставленный на серийное производство трактор «Универсал» Владимирский завод выпускал в течение 10 лет. Затем были начаты и успешно завершены работы по созданию тракторов ДТ-24 и Т-28 «Владимирец» с новым дизельным двигателем.
На предприятии сложилась хорошая школа двигателестроения и постоянно велась работа по совершенствованию конструкции тракторных дизелей. В этот период завод является одним из крупнейших в мире производителем дизельных двигателей с воздушным охлаждением.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору Т-28 была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. Всего было выпущено более 250 тыс. таких тракторов, а с 1970 года их производство было передано на Ташкентский тракторный завод.
Первый дизельный трактор Владимирского завода Т-24
Всего же для колхозов и совхозов страны было поставлено более 400 тыс. тракторов. Почти 40% выпускаемой продукции экспортировалась в 60 стран мира.
С 1971 года Владимирский тракторный завод перешел на производство самого известного своего трактора типа Т-25, который стал базовой моделью для создания большого числа модификаций.
Сборка Т-25 на конвейере Владимирского тракторного завода
Рекордного объема производства предприятие достигло в 80-х годах: каждый пятый трактор, выпускаемый в СССР, был оборудован дизелем Владимирского завода, а в 1988 году был выпущен миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.
Объемы производства Владимирского тракторного завода
В постсоветский период, в условиях падения спроса на технику и роста цен на сырье и материалы, завод стал приходить в упадок. Одной из последних моделей техники, разработанной и выпускавшейся на предприятии, стал универсально-пропашной трактор ВТЗ-2032, премьера которого состоялась в 1996 году.
ВТЗ-2032 изменяемая ширина колеи и дорожный просвет, оператор может регулировать и величину колесной базы
В дальнейшем предприятие претерпело несколько реорганизаций и переименований, на нем менялись собственники, оно фигурировало в уголовных делах, однако это не только не спасло, а только усугубило и без того критическую ситуацию.
Последняя продукция Владимирского тракторного завода
Последние работники Владимирского моторо-тракторного завода были уволены в 2018 года. Тогда же рассматривалась возможность организации производства двигателей для чешских тракторов Zetor, которые собирают в г. Ковров, однако никакого решения принято не было.
Один из «оборонных» цехов завода
В 2019 году имущество Владимирского тракторного завода, включая 48 гектаров земли со всеми цехами и оборудованием, было реализовано на аукционе липецкой компании, связанной с концерном «Тракторные заводы».
Вполне возможно, что холдинг аккумулирует необходимые активы и планирует возродить производство двигателей и сельскохозяйственных тракторов во Владимире.
Ну а пока Владимирский тракторный завод является местом проведения экстремальных экскурсий, а также его постепенно разбирают на …сувениры. Предприниматели предлагают ностальгические магнитики из осколков облицовочной плитки цеха с небрежно изображенным трактором и символикой ВТЗ.
магнитики из осколков облицовочной плитки цеха с небрежно изображенным трактором и символикой ВТЗ.
Липецкий тракторный завод
Липецкий тракторный завод берет свое начало с машиностроительного производства «Станкострой», основанного на окраине города еще в 1932 году. За относительно короткий период там были сооружены основные производственные корпуса, включая литейный, механообрабатывающий, ремонтно-механический, кузнечный и инструментальный цеха.
К началу Великой Отечественной Войны завод «Станкострой» являлся одним из крупнейших предприятий города. В 1943 году на его базе был создан Липецкий тракторный завод и уже в середине 1944 года с конвейера сошел первый трактор средней мощности «Кировец-35», оснащенный бензиновым двигателем.
1 июня 1944 года был выпущен первый «Кировец-35» липецкой сборки с карбюраторным двигателем.
В послевоенные годы в соответствии с потребностями сельского хозяйства на заводе был выпущен первый в СССР гусеничный трактор КДП-35 для механизации возделывания сахарной свеклы, который в дальнейшем был модернизирован в части улучшения конструкции ходовой системы (модель Т-38).
Позже было освоено производство новых гусеничных и колесных тракторов, самоходных шасси, а самой известной моделью стал легендарный Т-40.
Т 40
По результатам испытаний 1970 г. этот трактор был признан одним из лучших по надежности среди техники, выпускаемой предприятиями стран-членов СЭВ, и удостоен многочисленных наград на международных выставках. Производство модельного ряда Т-40 продолжалось до 1995 г.
Знаменитая «сороковушка» машина в немалом количестве поставлялась на экспорт, причем не только в страны соцлагеря. Название «Т-40» никому на Западе ни о чем не говорило. Иное дело – «Беларусь».
Линейка продукции предприятия постоянно расширялась: в 1967 году на заводе даже было создано обособленное подразделение, которое выпускало гусеничное шасси для зенитно-ракетных комплексов «Круг» и других военных машин.
СПУ 2П24М Самоходные пусковые установки ЗРК «Круг» были впервые публично продемонстрированы во время военного парада 7 ноября 1966 года и сразу привлекли к себе внимание зарубежных военных экспертов.
В 1970 году общий объем выпуска тракторов на Липецком заводе достиг 500 тыс. единиц. Завод был оснащен современными поточными полуавтоматическими и автоматическими линиями, что позволяло ежегодно обеспечивать выпуск до 50 тыс. тракторов. Такой объем производства поддерживался вплоть до 1991 года.
В 1980 г. липецкими конструкторами был предложен инновационный для своего времени трактор интегральной схемы ЛТЗ-155. Машина имела центрально расположенную кабину с круговым остеклением, реверсируемый пост управления, колеса одинакового диаметра.
Последняя уникальная разработка Липецкого тракторного завода — ЛТЗ-155
Летом 1998 года Липецкий тракторный завод был признан банкротом. За последующие годы сменилось несколько собственников, которым не удалось возродить и стабилизировать производство тракторов. Были попытки выделения отдельных специализированных производств для выпуска военной техники, в частности, модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ. Однако даже такие решения не позволили спасти предприятие и фактически завод прекратил свое существование.
Пусковая установка 9А83 ЗРС С-300В на гусеничном шасси
С 2018 года на части производственных площадей бывшего липецкого тракторного завода располагается Липецкий механический завод, основным видом деятельности которого является производство военных боевых машин.
По состоянию на 2019 год на заводе работает около 700 человек. Завод является поставщиком и производителем наиболее сложных модификаций шасси для зенитно-ракетных систем С-300В и «Антей-2500».
Основные корпуса и вспомогательные сооружения снесены или находятся в аварийном состоянии.
В настоящий момент планируются работы по запуску первого цеха площадью 10 тыс. кв.м. Инвестору выделен льготный займ 500 млн. руб. и обещаны налоговые преференции.
Встреча губернатора Липецкой области и директора белорусского холдинга "АМКОДОР" Александра Шакутина прошла 15 марта 2023 г. Было представлено пилотное архитектурно-планировочное решение, определён модельный ряд техники, планируемой к производству.
Кировский тракторный завод
Крупнейшая в России машиностроительная компания, которая включена в Перечень системообразующих предприятий Российской Федерации, ведет свою историю с 1801 года. Предприятие было основано как Кронштадтский чугунолитейный завод, в дальнейшем было переименовано в Путиловский, Кировский завод, а ныне — Петербургский тракторный завод.
Путиловский завод. В 1920-е годы, в тяжелейших условиях разрухи, на заводе было изготовлено оборудование для Волховской ГЭС, организовано производство тракторов «Фордзон-путиловец»
Именно оно послужило родоначальником отечественного тракторостроения, поскольку первым освоило выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец», в дальнейшем — «Универсал» в 1924 году.
В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1961 году — газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна».
В 1957 году произведена партия антарктических вездеходов «Пингвин» для освоения Южного полюса
Всесоюзную известность и славу завод получил после освоения производства знаменитых тракторов «Кировец» в 1963-1964 годах. Инициатором создания такой мощной техники стал Н.С. Хрущев, который во время визита в США в 1959 году по достоинству оценил работу аналогичной техники компании John Deere. После возвращения в СССР им была поставлена задача в кратчайшие сроки организовать производство принципиально новых современных тракторов общего назначения мощностью 200-220 л.с.
К 700А в народе просто "Горбатый"
В 1964 году с конвейера сошли 1200 машин, которые мгновенно стали популярными. Темпы роста производства стали расти ежегодно — в 1975 году Кировский завод произвел уже 100 тыс. тракторов, 1980 — 200 тыс., 1985 — 300 тыс. ед. К началу 90-х годов ежегодный выпуск тракторов достиг небывалых объемов, не имеющих аналогов в мире — более 23 тыс. машин.
Авторитетные эксперты полагали, что «К-700» на 25—30 лет опередил своих конкурентов и превзошел иностранные аналоги. На Западе с этим не спорили.
В 1987 году был достигнут рекордный выпуск тракторов «Кировец», не имеющий аналогов в мировой практике — произведено 23 003 трактора
Можно смело сказать, что тракторы К-700 послужили мощнейшим толчком развития крупнотоварного производства и в период позднего СССР они обеспечивали выполнение до 40% всех полевых операций. «Кировцы» получили заслуженное признание на международных выставках, где были по достоинству оценены их высокие эксплуатационные показатели и оригинальные конструктивные решения.
Продукция завода экспортировалась более чем в 30 стран мира, в том числе Германию, Францию, Австралию, Канаду, США и др.
Глубокий кризис 90-х годов не обошел и Кировский тракторный завод. В этот период резко сократился выпуск техники, были проведены организационные преобразования. Учитывая возрастающие требования к качеству и возможностям техники и несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, Петербургский тракторный завод совместно с немецкой компанией Land- und Kraftfahrzeugtechnik GmbH в 1995 году создает и ставит на производство новую модификацию «Кировца» К-744 с двигателем мощностью 350 л.с.
К 744 с двигателем ЯМЗ 238НД4
В 2012 году выполнено радикальное обновление серии машин, подготовлены и запущены в серию рестайлинговая версия линейки К-744Р и новое поколение «Кировцев» серии К-9000.
В 2019 году на Петербургском тракторном заводе торжественно запустили в серийное производство обновленную модель сельскохозяйственного трактора «Кировец К-7», которая соответствует всем современным требованиям и способна конкурировать с лучшими зарубежными аналогами.
Таким образом, Петербургский тракторный завод является единственным из рассмотренных предприятий, сумевшим не просто выжить в условиях рыночных преобразований, но и успешно модернизировать производство, освоить выпуск новых моделей техники, отвечающих современным требованиям. Тем не менее, сельское хозяйство России остро нуждается в тракторах и то количество техники, что может предложить один, даже относительно успешно функционирующий завод, ничтожно мало.
Подводя итог, заметим, что стихийные реформы, бесконтрольная приватизация, разрушение организационных и производственных связей нанесли отрасли сельскохозяйственного машиностроения России ущерб, намного более серьезный, чем Великая Отечественная война. Тогда восстановление производства было выполнено собственными силами, сейчас на такой шаг страна уже практически не способна.
В следующем посте расскажу о Минском тракторном заводе
Продолжение.
Как умирали тракторные заводы ч.1
Челябинский тракторный завод - кузница гусеничной техники СССР
Одной из главных задач индустриализации 1930-х годов являлось создание отечественного тракторостроения. В плане на ближайшую пятилетку было предусмотрено строительство новых заводов по производству тракторов, один из них которых было решено разместить в Челябинске.
Большое влияние на месторасположение завода оказал логистический фактор, то есть близость к сырьевой зоне или источнику металла для организации крупносерийного производства. Ведь задачи были поставлены весьма амбициозные — ежегодный выпуск 40 тыс. гусеничных тракторов, что почти вдвое превышало суммарную мощность уже введенных в эксплуатацию Сталинградского и Харьковского заводов. Аналогов такого производства на тот период в мире не существовало.
Строительство Челябинского тракторного завода в 30-е годы прошлого века было одним из важнейших событий в жизни страны. Недаром работы по возведению гигантского завода, рассчитанного на 40 тысяч тракторов, курировали в Политбюро ЦК. Серго Орджоникидзе, нарком тяжелой промышленности, лично контролировал ход проектирования и возведения.
В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar, которые продолжались 3 месяца. В результате договориться о проектировании и строительстве нового индустриального предприятия так и не удалось, и было найдено весьма оригинальное решение. В центре автомобильной промышленности США г. Детройт было организовано проектное бюро «Cheliabinsk Tractor Plant», где над планами будущего завода работали 40 советских и 14 американских инженеров. Кроме этого, в разработке был задействован Институт по проектированию металлургических заводов (были и такой в СССР). Среди тех, кто до организации Cheliabinsk Tractor Plant работал в США и Великобритании над изучением опыта крупных заводов, был и первый директор Челябинского тракторостроительного Казимир Петрович Ловин.
Советские инженеры в офисе Челябинского тракторного завода в Детройте, 1930 год
Генеральный план Челябинского тракторного завода был готов уже в июне того же года, а спустя месяц началось строительство цехов.
Нельзя сказать, что Челябинский тракторный завод был целиком построен по лекалам американцев. В проектировании участвовал, к примеру, выдающийся отечественный архитектор Владимир Григорьевич Шухов. Он, в частности, разрабатывал механосборочный и кузнечные цеха ЧТЗ.
Немного забегая вперед, упомяну, что всего через несколько лет на поточное производство вместо тракторов встанут танки. А пока, 1-3 июня 1933 года, Челябинский тракторный завод был торжественно запущен в присутствии самого председателя Президиума ЦИК СССР Калинина.
Челябинский тракторный завод в начале 30-х годов
Несмотря на то, что на заводе было немало иностранного, около 40% всего оборудования создавали в СССР.
За несколько лет своей работы предприятие вышло на международный уровень, хотя иностранные эксперты не могли поверить, что машины, удостоенные дипломов и наград на мировых выставках, производятся на заводе, которому исполнилось всего четыре года.
Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».
Тягач С-65 выходит с завода
1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.
20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.
Уже в 1940 году предприятие выпустило 100-тысячный трактор, а их суммарная мощность равнялась 6 миллионам лошадиных сил и была сопоставима с десятью Днепрогэсами.
Еще на стадии проектирования Челябинского тракторного завода, равно как и Сталинградского тракторного, предполагался выпуск не только гражданской продукции, но и машин военного назначения, для чего предусматривались усиленные конструкции фундаментов и полов. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей.
1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжёлых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
В октябре 1941 года ЧТЗ совместно с семью частично или полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград».
Сборка тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе
В 1942 году на заводе в течение месяца была проведена реконструкция и освоено производство среднего танка Т-34, а уже к концу 1943 года ежедневный выпуск составил 25 ед. Тогда же, не останавливая производства, был осуществлен серийный выпуск нового тяжелого танка ИС-2.
В военные годы завод считался одним из важнейших арсеналов фронта, было выпущено 18 тыс. танков, почти 50 тыс. дизелей, более 17 млн ед. боеприпасов.
В послевоенный период завод переходит на мирные рельсы и начинает выпуск продукции, на которую изначально был ориентирован — гусеничные тракторы для сельского хозяйства. Это знаменитые тракторы С-80 и С-100, принимавшие участие в освоении целины, инновационный для своего времени дизель-электрический трактор ДЭТ-250, удостоенный золотыми медалями международных выставок, самый массовый трактор Т-100М, в дальнейшем Т-130, который выпускался в 22 модификациях.
Одна из первых моделей дизель-электрического трактора ДЭТ-250
В 1984 году с завода вышел миллионный трактор с маркой ЧТЗ. Также завод продолжал и выпуск танков, вплоть до 1992 года.
С конвейера ЧТЗ сходит миллионный трактор
После распада СССР предприятие претерпело многочисленные организационные преобразования, которые явно не пошли ему на пользу.
Сегодня на заводе осуществляется выпуск гражданской техники для добычи полезных ископаемых и строительства: бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики и комплектующие к спецтехнике. Даже в период реформирования экономики продолжались исследования и разработки новых моделей машин, в том числе тракторов Т10М, ДЭТ-320 и ДЭТ-400, бульдозеров Б9, Б11 и Б20.
Облегченная модель бульдозера Б-11
Сейчас от былой мощи Челябинского тракторостроительного гиганта осталась лишь память, поскольку выпуск продукции осуществляется мелкосерийными партиями или по индивидуальным заказам.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время завод находится на грани банкротства из-за высокой кредиторской задолженности, особенно за электроэнергию. Предприятие на протяжении нескольких лет является стабильно убыточным и многие эксперты отмечают, что спасти его будет чрезвычайно сложно. Большим подспорьем для тракторного завода является повышенный гособоронзаказ, в рамках которого на предприятии выпускаются дизельные двигатели для бронетанковых войск Российской Федерации и военной бронетанковой техники отечественного производства. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90, на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках.
В перспективе планируется развивать имеющийся потенциал завода с акцентом на производство гражданской продукции, в том числе на производство двигателей для электроэнергетики.
Остается надеяться на дальновидность руководства предприятия и региона, чтобы этот завод не постигла судьба большинства предприятий СССР, которые остались на территории России.
ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров — то есть 600 расстояний от Земли до Солнца
Бульдозеры Т-800 – это действительно уникальные машины, аналогов которым по габаритам и мощности пока не существует.
Подробнее на сайте: https://perevozka24.ru/pages/buldozer-t-800
Сентябрь 1990 года — бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире
Алтайский тракторный завод
Производство в г. Рубцовск было оперативно организовано в 1942 году на основе эвакуированных мощностей Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, а также Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения.
Подготовка к строительству Алтайского тракторного завода
Поскольку на территории Алтайского края имеются месторождения железных и полиметаллических руд, а также ископаемых для производства строительных материалов, завод был в полной мере обеспечен сырьем и имел возможность практически сразу начать выпуск тракторной техники.
Строительство корпусов нового завода началось в тяжелейших условиях в январе 1942 года, а уже в августе был собран первый керосиновый трактор АСХТЗ-НАТИ. В конце 1943 года завод выпустил первую тысячу тракторов, а спустя еще один год из цехов вышел опытный образец гусеничного трактора ДТ-54. На тот период Алтайский тракторный завод был единственным предприятием, который поставлял гусеничные тракторы не только для фронта, но и для нужд тыла.
Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ
В послевоенный период объемы производства существенно возросли, и Алтайский завод стал одним из лидеров по выпуску гусеничных тракторов. Мощностей завода было достаточно для обеспечения тракторами сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Казахстана. На предприятии трудилось порядка 25 тыс. человек, а объем производства достигал 140 тракторов в сутки.
С 1957 года был освоен новый вид продукции — трелевочные тракторы типа ТДТ для лесного хозяйства и уникальные транспортные тракторы типа ТСТ.
Трелевочный трактор ТДТ-60
В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на Алтайском Тракторном Заводе лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Одна из самых удачных моделей – трактор Т-4А.
В 1970 году произведено техническое перевооружение завода.
Наиболее известным сельскохозяйственным трактором, выпускавшемся на Алтайском тракторном заводе им. М. И. Калинина, стал Т-4А мощностью 130 л.с., который производился до 1998 года, а также несколько его модификаций, которые отличались мощностью и эргономикой.
В тот период предприятие достигло пиковой мощности по объему производства, который в 1986 году составил более 200 тракторов в сутки. В 1984 году на замену модели Т-4 был разработан новейший гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250.
Гусеничный трактор Т-4А
Машина успешно прошла все испытания и по оценкам специалистов даже превосходила по многим параметрам известный американский трактор Challenger 65 американской фирмы «Катерпиллер» . Предполагалось, что Т-250 найдет высокий спрос у отечественных аграриев и сможет выступить полноценной заменой колесному трактору «Кировец». Был сформирован предварительный объем заказов в нескольких тысяч машин, однако трактор так и не был запущен в серию.
С началом «перестройки» для завода наступили тяжелые времена и ему, как и многим другим предприятиям, пришлось ощутить на себе все ее «прелести»: приватизация, сокращение спроса и объемов производства, задержки заработной платы, голодовки рабочих…
История завода была закончена официальной процедурой банкротства и распродажей имущества в 2011 году. Здания цехов, коммуникации, подъездные пути демонтировали и реализовывали как строительный материал. Инженерные корпуса были разграблены. Историческое здание заводоуправления и пристройка выставочного центра обрушились и представляют собой руины. Большая часть площади бывшего ПО «Алтайский тракторный завод» превращена в разоренный изрытый пустырь. Демонтированы даже плиты заводских дорог.
Последняя попытка возрождения предприятия осуществлялась в 2013 году, когда на базе бывшего производства было создано ООО «Завод Алтай трактор». Предполагалось, что на оставшихся площадях будет выпускаться до 500 тракторов в год, что далеко несопоставимо с прежними объемами гигантского завода. Однако и таким планам не суждено было сбыться… В настоящее время производственные корпуса Алтайского тракторного завода полностью разрушены. Сегодня сложно представить, что эти руины еще могут быть возрождены и использованы.
Остатки корпусов Алтайского тракторного завода
Промышленное наследие Алтайского тракторного утрачено полностью и для обеспечения сельскохозяйственных производителей машинами и оборудованием Петербургский тракторный завод планирует создать на Алтае центр технической поддержки для техобслуживания и ремонта специализированной техники. В перспективе предполагается также наладить сборку новых моделей тракторов «Кировец».
В следующей части рассмотрим истории заводов - Владимирский тракторный завод, Липецкий тракторный завод и Кировский тракторный завод
А эта красотка изготавливает парафиновые модели для стального литья на литейном заводе нашего КАМАЗа.
Славные девчонки работают на заводах КАМАЗа, и красивые, и умные, и трудолюбивые! Вот одна из них.
Ирина Черемискина работает в камазовской дочке КАМАЗ-Автозапчать комплектовщицей с 2017 года. Её рабочее место находится на кузнечном заводе КАМАЗа.
Девушка обожает свою работу и трудовой коллектив. Перед тем, как устроиться на работу, Ирина закончила институт. Она воспитывает сына, мечтает выйти замуж и родить будущему мужу дочку.
В свободное от работы время Ирина занимается плаванием и разводит цветы.
Ниже фоточки девчонки:
Информация о девушке взята из дзена КАМАЗа https://dzen.ru/a/Xd437_LCkSoN0sEN?sid=8816857967388073
Девчонки простые практиканточки, проходившие практику на автомобильном заводе, но зато подпевает им сам генеральный директор всея КАМАЗ - Сергей Когогин. Кто бы мог подумать!
А ещё очень приятно, что заснят наш город - виды Набережных Челнов можно наблюдать в некоторых эпизодах. В общем, спасибо всем, кто делал этот клип - получил удовольствие от просмотра.