Серия «Рецензии на маскульт»

Дюноверс, цитаты, отрывки, афоризмы

Френк Герберт был журналистом, и как всяких хороший журналист должен был обладать эрудицией. Наиболее наглядно он это показал в своей «Дюне» (но и другие произведения так же хороши, например, «Дракон в море»/«Под давлением», как шпионский технотриллер с элементами психоанализа).

Разумеется большая часть «мыслей» не его авторства, но его заслуга в том как он это красиво/ловко вплёл в свою канву. Где за счёт этой мудрости персонажи обретали глубину, осмысленность и логику поступков и далёкая история человечества оживала всё теми же вечными проблемами/вопросами: «Кто мы? Куда мы идём? Зачем это всё» и т.д. Чего к сожалению сложно передать кинематографом (те же внутренние монологи персонажей без скатывания в пояснения от «капитана Очевидность»).

Разумеется тут не полный список цитат, отрывков и афоризмов, т.к. тогда придётся репостить чуть ли не страницами и главами (того же «Бога-Императора» с его философией управления (менеджмента)). Так что просто начните с канона.

.......

Прежде всего ментат не должен быть узким специалистом, он обязан широко мыслить. Очень мудро в переломные и великие моменты жизнии истории принимать решения на основе такого широкого подхода. Эксперты и узкие специалисты способны в таких ситуациях лишь запутать дело и усугубить хаос, вступая в ожесточенные споры по поводу положения какой-нибудь запятой. Широко мыслящий ментат, наоборот, должен в своих решениях руководствоваться нормальным, здравым смыслом... Руководство ментата

...

Каждое суждение качается на волне ошибки. Заявлять об абсолютной правоте может только чудовище. Знание — это нескончаемое путешествие по окрестностям неопределённости. Лето II

...

Бесцельное блуждание — вот самая верная метафора всей человеческой истории. Участники великих событий не видятсвоего места в общей исторической картине. Наша неспособность видеть большие элементы общей картины не опровергает её существования. Преподобная Мать Шиана. Запись в бортовом журнале «Итаки»

...

Теми, кто верит, можно манипулировать. Только знание опасно. Скитале

...

Излишне тщательный анализ искажает истину. древнее фрименское изречение

...

Цель спора — изменить природу истины. Бене Гессерит + Владимир Харконнен

...

Истории народов пронизаны иллюзиями, которые активно поддерживают господствующие религии: злые люди никогда не процветают; только храбрые заслуживаютнаграды; честность — лучшая политика; действиявесомее слов; добродетель всегда побеждает; <и т.д.> Сборник инструкций, Missionaria protectiva

....

Все правительства страдаютот одной и той же неразрешимой проблемы: власть притягивает к себе патологических личностей. Не то чтобы власть разлагает, нет, но она притягивает, словно магнит, людей, уже склонных к разложению. Такие людиимеют тенденцию упиватьсянасилием, и это состояние быстро вызывает у них болезненное пристрастие. Missionaria protectiva

...

Религия (преобладание детских черт в душе взрослого) одевает покровом прошлую мифологию: догадки, завуалированные допущения истины существования вселенной, заклинания, произносимые от вожделения личной власти, и всё это смешано с лоскутами просвещения. И всегда подспудно присутствует невысказанная заповедь: не смей ни о чём спрашивать! Мы каждый день ломаем эту заповедь, стараясь обуздать человеческое воображение для того только, чтобы воззвать к глубинам творчества. Кредо Бене Гессерит

...

Законы, созданные для подавления, имеют тенденцию усиливать то, что они призваны запретить.На этой почве всегда процветали представители юридической профессии. На протяжении всей истории они имели надёжную работу. Кодекс Бене Гессерит

....

Аристотель изнасиловал разум. Он внедрил в господствующие философские школы привлекательную идею о том, что можно дискретно разделитьразум и тело. Это совершенно естественно привело к таким распространенным заблуждениям, как, например, то, что природу силы можно понять без её приложения, что радость можно полностью отделитьот несчастья, что мир может существовать при полном отсутствии войн или что жизнь можно понять и в отсутствие смерти. Эразм. «Корринские заметки»

...

Фанатизм всегда признак скрытого и подавленного сомнения. Иблис Гинджо. «Ландшафт человечества»

...

Тяжелейшей ошибкой, какую может сделать думающий человек, является мнение о том, что какая-либо одна версия исторических событий является непреложной истиной в последней инстанции. История пишется многими наблюдателями, каждыйиз которых не является безучастным зрителем. Факты искажаютсяуже в силу прошедшего времени <…>. Мудрый человек поэтому рассматривает историю как последовательность подлежащих усвоению уроков; сделанный выбор и разветвления событий подлежат обсуждению и обдумыванию с тем, чтобы не повторять уже совершенных ошибок. Принцесса Ирулан. Предисловие к истории Батлерианского Джихада

...

Построение общественного порядка необходимо предусматривает определённое злодеяние. Это процесс глубинной борьбы, на одном конце которого деспотизм, а на другом — рабство. — Тлалок. «Слабость империи» (эпиграф повторялся в «Дюна: Битва за Коррин» )

...

Те, кто желает повторения прошлого, должны преподавать историю. Кодекс Бене Гессерит

...

Эволюция — служанка смерти. Наиб Исмаил. Парафраз дзенсуннитской сутры

...

Не спрашивай «Зачем?». Будь осторожен с «Как?». «Зачем?» ведет к неумолимому парадоксу. С «Как?» ты попадаешь в ловушку причинно-следственного мироздания. И то, и другое отрицает бесконечное" (с) Апокрифы Арракиса

Глубоко в подсознании людей укоренилась поистине извращеннаяпотребность в разумно устроенной, логичной и упорядоченной Вселенной. Но дело в том, что реальная Вселенная всегда, пусть на один шаг, опережает логику. (Принцесса Ирулан. «Избранные изречения Муад’Диба»)

...

Талант учиться — это дар. Способность учиться — это навык. Желание учиться — это выбор. Ребек Гиназский

...

Реальности не существует — есть только придуманный нами порядок, который мы накладываем на все сущее. Основное учение Бене Гессерит

...

Мышление и способы, которыми сообщаются мысли, неизбежно порождают систему, пронизанную иллюзиями. Учение Дзенсунни

...

Слепота может выступать во многих обличьях, отличных от неспособности видеть. Фанатики слепы умом. Вожди зачастую слепы сердцем. Оранжевая Католическая Библия

...

Наблюдай за выжившими и учись у них.Учение Бене Гессерит

...

Природа не совершает ошибок; верно и неверно — человеческие категории. Пардот Кинес. «Лекции об Арракисе»

...

Жизнь улучшает возможности окружающей среды поддерживать жизнь. Жизнь делает питательные вещества более пригодными для усвоения. Она высвобождает энергию и делает ее пригодной для использования биологическими системами, передавая энергию от организма к организму. Имперский планетолог Пардот Кинес (часто употребляется в краткой форме: «жизнь - порождает жизнь»)

...

Таинство жизни — это не проблема, подлежащая решению, а только испытываемая реальность. Гайя-Елен Мохийам

...

Жизнь – это череда выборов, удачных и неудачных, и их кумулятивный эффект. Норма Ценва. Математическая философия

...

Существует миллион способов задать один и тот же вопрос, и миллион способов дать на него ответ. Когиторы. Фундаментальный постулат

...

Не считай своих потерь. Считай, сколько у тебя осталось. Дзенсуннитская сутра первого порядка

...

Любая школа свободных граждан должна начинать с обучения сомнению, а не вере. Она должна учить ставить вопросы, а не принимать готовые ответы. Каммар Пилру, посол Икса в изгнании

...

Простота — самое сложное из всех понятий. Ментатская головоломка

...

Ментаты аккумулируют вопросы так же, как другие аккумулируют ответы. Учение ментатов

...

В конечном итоге вы что-то знаете только потому, что хотите верить, что знаете. Правила Дзенсунни.

Ответы — опасная удавка для вселенной. Они могут быть понятными, но при этом ничего не объяснять. Бич Дзенсунни (Наиболее наглядным примером тут будет ответ: «42» из одного не менее известного произведения. Вроде ответ понятен, он есть, но непонятно к чему/для чего)

...

Зачем просить вести себя вперёд человека, который заблудился сам? Зачем удивляться, если выяснится, что он привел вас в никуда? Дункан Айдахо. Тысяча жизней

...

Вырви вопросы из почвы, и ты увидишь спутанные корни. Новые вопросы! Ментат Дзен-суфи

...

В нашей вселенной не существует таких понятий, как безопасное место или безопасная дорога. Опасности подстерегают нас на любом пути. Афоризм Дзенсунни

...

Показать полностью

Ответ на пост «Почему в "Дюне" во всем виноваты Бене Гессерит? История этого ордена»

КГ/АМ.

Далее список крупных «не так».

1) «... Согласно их плану, в итоге это должно было привести к рождению того самого Квисатц Хадераха — мужчины с уникальными способностями, имеющего доступ к памяти всех своих предков и способного предсказывать будущее. По плану Бене Гессерит, избранный при этом должен был оставаться подконтрольным их Ордену, чтобы не стать тираном. ...»

Сёстры имели доступ к «памяти предков» по женской линии, но не могли проникнуть в «мужскую предковую память» («мозги плавились»). Так что решили вырастить себе мужскую версию «Преподобной Матери» (да, у них там тоже была иерархия).

Предсказание будущего - это уже фича, багофича, а не цель программы. Будущее прекрасно предсказывали и ментаты, и даже обычные люди. Тот же Владимир Харконнен запланировал уничтожение дома Атрейдесов ещё за 50 лет до ..., когда и начал копить бабло получаемое с управления Арракисом/Дюной.

Как Сестрички будут контролировать «Квисатц Хадераха» они походу и сами не задумывались (логическая бомба в плане от высших сил?), это как если бы обезьяны пытались контролировать людей (разный уровень интеллекта).

2) «... Например, внутренний органико-химический контроль. Бене Гессерит обучают развивать полный контроль над функциями своих внутренних органов и химией организма. Следовательно, они невосприимчивы к ядам, поскольку могут просто изменить химический состав любого вредного вещества в своем организме и сделать его безвредным. ...»

Не следовательно!

Попробуй изменить хим.состав стронция, урана, или ещё какой пакости.

Их организм мог выработать «антидот», а не трансмутировать хим.элемент. Притом не любая, а с уровня «Матери» (это «произвести антидот» и было одним из экзаменов на уровень «Матери»).

А так да, была базовая подготовка, но далее специализация в зависимости от того куда тебя определит Орден. Всё как в армии: КМБ и далее ВУС.

3) «... Их контроль над химией своего тела настолько совершенен, что Бене Гессерит могут даже контролировать процесс старения и замедлить его. Однако они никогда не пытались этого сделать, так как это могло бы привлечь внимание к Сестричеству и раскрыть слишком много их способностей. ...»

А вот это уже авторский произвол Ф. Герберта! В реальности у них были «архивариусы» (живая БД прошлых жизней Сестёр и Матерей), но уже после Лето-2. Так что и до этого могли бы и на Валлахх-9 просто держать парочку бессмертных Матерей которые просто хранили бы в своей памяти массу полезного для Ордена. «Она не стареет!?!? Сжечь ведьму!!!!!» критично только для публичной личности.

А так, просто тупо боялись что узнав о таком «вечная жизнь» эти космические феодалы просто выпытают секрет для себя. Что косвенно говорит о реальном могуществе, власти и балансе сил в Империи.

4) «... Лето II подавил Бене Гессерит на целых 3500 лет, во время которых орден лишился всякой реальной власти — ведь императору не нужны были конкуренты.

За эти тысячелетия империя погрузилась в застой, а любые проявления инакомыслия жестоко подавлялись. ...»

Лето-2 всего-лишь вёл/выводил человечество из застоя по «Золотому Пути». Именно для этого и обрёк себя на 3,5тыс. лет жизни (фактор времени, чтоб программа находилась в одних руках). А до этого его отец Пауль боролся с «феодальной раздробленностью» сводя империю к единоначалию с помощью фрименов поубивав всех несогласных и непокорных (сведя «треножник власти» к единой вертикали власти).

.....

«... Бене Гессерит — это матриархальный политико-религиозный орден, который тайно, за кулисами, управлял многими процессами в Империи Коррино. ...»

Не империя Корино, а империя человечества, Корино просто текущая королевская фамилия/семья. Как сейчас в Англии Винзоры.

Прежде всего орден религиозный, с целью вывести с помощью селекции спасителя человечества. А политика - это текущее воплощение планов и идей подчинённых идеологии. Сестёр можно назвать «социальными инженерами».

мои заметки по теме (тоже обсуждал как-то)

Ответ на пост «Дюна для чайников. Книга первая, она же Дюна. Сверхидея»

Дюноверс_2.0. Эволюционные эксперименты в масштабах вселенной

Дюноверс_2.0~3.0. Мономиф тысячеликого героя, Золотой путь и т.д

Показать полностью

Ответ на пост «"Слово пацана", или как мы перевозили преступников на самолёте»

+1

Есть форма, а есть содержание.

Чтоб увидеть скрытое внутри нужны мозги, чего часто у малолетних нет.

Ещё просто «не включились», весь ум на бытовом уровне, а не смыслообразующем, или целеполагании. Это как раз дают в школе когда требуют описывать «о чём думал герой произведения» (князь Балконский под дубом, парус одинокий и пр.) заставляя влезть в чужую шкуру («эмпатия» по-научному).

Или спорт - как самодисциплина, где результат видишь через полгода, и да это не «мордобойные», командные виды спорта, а там где соревнуешься сам с собой чтоб показать результат: «быстрее, выше, сильнее». И эта «вторая жизнь» где тренировки эрзац/аналог «работы» и позволяют ускорено взрослеть, видя как твои поступки (ежедневные тренировки) превращаются в результат (победу над собой).

Ну а пока через это не прошёл, не обдумал, не пережил, часто видишь только внешний «лоск» в виде спецэффектов которые без непонятого смысла/содержания превращаются в «спецдефекты». В итоге получается https://pikabu.ru/tag/Неправильно рассказанный сюжет со стороны авторов и https://neolurk.org/wiki/Басня_понята_неправильно, https://neolurk.org/wiki/Неудачная_басня со стороны зрителей.

Где например, «Бойцовский клуб» - это про «псих-одиночка сумел снести цивилизацию» (крута!), а не про потерянное в потреблятстве поколение и жизни. «Джокер» - псих поднял городское восстание, а не больной человек ради самоспасения убил парочку утырков (что стало детонатором социального взрыва) и понеслось ....

Хоть иногда тут просто автор хотел денег, но аудитории понравилось и начался фансервис. В пример те же «Звёздные Войны», где в космическом сеттинге борьба доброго Добра со злым Злом и самопокаяние/самоискупление Злодея (возврат к добру) и т.д. Классическая ч/б дихотомия. Местами сделанная/снятая «бюджетненько». Но зрителям понравились световые мечи, лазеры-шмазеры, штурмовики, шагоходы, космические битвы космических кораблей и пр. по сути увидев тут не Зло/Добро, а Порядок (империя) и Хаос (повстанцы), где одни ходят строем, а другие «хиппи со световыми мечами».

.....

Так что я не против если человек с мозгами посмотрит некую историю о некой жизни других.

Проблема в том что при том же финансировании что-то «нормальное» (как жить нормально/правильно) снимают/показывают (описывают) как ... так, что так жить не хочется. Или с виду «нормисы», по факту «фрик-шоу», где этих (не)нормальных почему-то не лечат. То-ли сценаристы идиоты, то-ли актёры «деревянные», то-ли раскадровка (операторская работа) серая и пресная.

Или серые, скучные будни, или экшен, приключения и преодоление невзгод (на которые которые ГГ сам напрашивается).

Заговор, или рукожопство?

PS. Единственный нормальный фильмом снятыым про нормального человека который хотел нормальной жизни (дом, любви, семья) это легендарный «Форрест Гамп».

Единственным «недостатком» является глупость ГГ. Который просто как пёрышко на ветру влеком судьбой в неизвестное/неведомое. И его глупость тут аллегорична (местами высказывается как Будда), т.к. человеческий ум ограничен и в бесконечном мире уже не важно что один видит на шаг вперёд, а другой на 100~100500, путь всё равно длиннее и «свет разума» рассеивается в неизвестном. Единственное что важно - это удача (дуракам везёт).

Везёт на друзей. Что Дженни, для которой он стал названным братом и опекавшая его, а он её. Баба, армейский друг учивший армейской жизни за кадром (главное правильно заправлять постель и орать «Так точно, сэр!»). Армейский командир, лейтёха Денн берёгший своих подчинённых, сперва ненавидивший ГГ за спасение, мучавшийся поиском смысла жизни в искалеченном теле, но потом так же отдавшийся на волю буре, вспомнивший военную самоорганизацию, и ставшим успешным бизнесменом, т.к. «если воевать - действовать в экстренной ситуации при активном противодействии врага», то «бизнес тут сражение по известным правилам под контролем «третейского судьи» в виде государства и законов», где в итоге «вложил прибыль с креветок в какую-то фруктовую компанию» (одной проблемой меньше). Мать понимавшая и принимавшая что сын ... глуповат, но готовая ради него идти на жертвы + умевшая объяснять сложное - просто (жизнь - как коробка шоколадных конфет (т.е. изначально позитивное мышление/отношение к миру)). И т.д. И уже непонятно где глупость, где наивность и чистота, а где вселенская мудрость (знаменитая антивоенная речь на демонстрации) и забег в поиски умиротворения (бежать чтоб оставить всё позади).

Оскар актёра Тома Хэнкса вполне заслуженный. Его можно было бы выдать просто за эпизод когда Форрест узнаёт что мальчик его сын. Вначале ситуация абсурда, где он не понимает очевидного/контекста который не проговорён прямо, в лоб. И далее отыгрыш, эта микромимика лица когда оно внезапно деревенеет, глаза стекленеют, само тело каменеет. Момент осознания и виноватый взгляд в сторону, попытка эскапизма ... но Дженни слишком хорошо его знает и понимает (как открытая книга) и просто объясняет что всё норм, всё правильно.

И главное что заботит героя чтоб сын не был таким  же как он, т.к. в отличии от других дураков он осознаёт собственную глупость/ограниченность (глуп тот кто глупо поступает) и просто не хочет такого пути для других.

Второй такой гениальный эпизод я видел в «дитя человеческое» где городской бой остановился от плача младенца. Евангельская метафора/аллегория. Но там не игра актёра, а сама сцена ради которой снят весь фильм.

Показать полностью

Дюноверс_2.0~3.0. Мономиф тысячеликого героя, Золотой путь и т.д

Продолжение Дюноверс_2.0. Эволюционные эксперименты в масштабах вселенной и рецензии на обзор Дюна для чайников. Часть 3.9. Книга вторая, она же Мессия Дюны. Сверхидея

2) Что такое https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мономиф? «... Мономиф, или единый миф, — это идея, что у всех мифов есть единая структура сюжета — путь героя. Согласно ему, герой из мифа в миф структурно проходит один и тот же путь, с одними и теми же испытаниями. ...»

Проблема данной концепции - искажение причинно-следственной связи (телега впереди лошади).

Миф, сказка, история, байка, былина, легенду и прочее это ОТРАЖЕНИЕ неких реальных событий, т. к. сперва было действие которое уже потом документировалось в устное сказание, а не некие незримые скрипты обязательные для прохождения (иначе низачот!). И уж потом когда это накопилось и кодифицировалось, этот набор шаблонных приёмов (событий) начали использовать для придумывания нереальных историй профессиональными враками (писатель, поэты, барды и пр. сказочники).

Дюноверс_2.0~3.0. Мономиф тысячеликого героя, Золотой путь и т.д Критическое мышление, Цивилизация, Философия, Дюна, Утопия, Гибель цивилизации, Общество, Социальный эксперимент, Мат, Длиннопост, Рецензия, Обзор книг

2.А) Если будущий герой не уйдёт на зов приключений то и приключений не будет. Просто тупо проживёт в серых буднях дом-работа-дом. «GAME OVER». Разумеется мы сейчас не про случаи когда приключения находят героя и ему для выживания надо пройти экшен-квесты (прекрасная незнакомка на пороге дома просящая о помощи, или пришла беда, отаоряй ворота, или война постучит в дверь кованным сапогом и прикладом).

2.Б) Т.к. герой в самом начале «нуб» с минимальной прокачкой и скиллами то он убьётся об первого же злодея и на этом его героический путь завершён. «GAME OVER». Так что нужны наставники, помощники которые его вкачают/проапгрейдят до уровня Спаситель королевства/страны/планеты/вселенной и объяснят что к чему и как для успешного успеха. Так же можно для пафоса и устрашения приписать себе помощь и заступничество сверхъестественных существ. Но нередко человек может быть просто талантлив/гениален и сам скомпилирует (есть же самый первый каратист, айкидока, лучник и т.д.)

2.В) Потом мясорубка мордобоя с врагами где если сдох на поле боя, или попозже от ран, тогда ты просто NPC (пушечное мясо). «GAME OVER». Если же победил, то официально стал Героем доказавшим делом своё мастерство и уровень (историю пишут победители, ваш Кэп). И как «дорога возникает под ногами идущего», так и пережитое (опыт) меняет личность и мировоззрение (Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)). Разумеется и тут есть исключения, если ты уже Герой общепризнанный, то можешь и умереть в бою и тогда для тебя это будет финальной битвой (славная героическая смерть на поле брани с которой тебя валькирии утащат прямиком в Вальхаллу). «GAME OVER».

2.Г) Далее после победы разумеется делёжка ресурсов побеждённого (этому уже они не нужны).

2.Д) Возвращение домой. Зачем? Затем что ты там всё знаешь, тебя знают, т.е. безопасно, да и просто уже обустроенный и понятный быт где с добычей и опытом займёшь более высокую социальную ступеньку. «GAME OVER».

Но если добыча (гонорар успеха) из п. 2.Г. уж очень хорош, то можно обжиться на новом месте, Конан-Варвар не даст соврать!

...

Притом как понятно тут необязательно всё сводить к военному делу.

Аналогично будет и в спорте где в начале любитель, потом с помощью тренера (наставник!) прокачиваешься до чемпиона. Или не станешь, став массовкой об которую другой будет демонстрировать своё превосходство (тут всё от природных данных + усердие).

Такая же событийная логика в бизнесе, работе, только тут наставничество формализовано ПТУ, колледжами, ВУЗами, но всё так же многое зависит от «лягушки в крышке с молоком» (но важно чтоб это было молоко, а не иная жижа, типа «царской водки» 🤔).

Так что этот мономиф всего-лишь описывает событийную реальность настоящей жизни, что-то опуская для красоты слога, что-то гипертрофируя будучи шаблоном/архетипом для таких же сказок, а не некой обязательной траекторией. Не стоит «натягивать сову на глобус».

...

3) «... Если в первой книге было очевидное добро в лице благородных Атрейдесов и очевидное зло в лице гнусных Харконненов, то в этой части нам предлагают взглянуть иначе на Муад’Диба, его миссию и методы ее реализации, к тому же, ничуть не обеляя заговорщиков. ...»

------

Герою необходимо было преодолеть/переломить феодальную раздробленность сведя всё к единоначалию и централизации власти (не первый среди равных, а фараонская модель управления которую позже канонизировал его сын, а ещё ранее в реальной реальности описывал Н. Макиавелли).

Притом эти звёздные феодалы достаточно автономны и хорошо вооружены (тысячелетиями готовились к возвращению Машин), так что измором и добрым словом будет долго и не эффективно. Так же хунта привыкла к игре «Царь горы» «где победитель получает всё», т.к. «только один должен остаться в живых» («королевские битвы» как внутри кланов, так и между Домами), т. е. решать проблемы силой. Есть идеи как их усмирить/покорить в разумные сроки пока они сами не пошли вразнос (в пример см. ту же Францию, Англию времён феодальной раздробленности откуда это и было списано)?

Так что тут не более чем рациональность (лес рубят, щепок не считают).

4) «... Культ Муад’Диба разрушил империю Коррино и навязывает свою неумолимую волю всем людям, живущим среди далеких звезд. ...»

-----

Не было империи Коррино, была империя людей где взамен одного императора (Коррино) появился другой, Атрейдес (король умер да здравствует король (свято место пусто не бывает)). Который для укрепления единоначалия и централизации власти использовавший мессианство Сестёр + религиозный аппарат империи.

5) «... Здесь, мы внесем важнейшую ремарку: Тлейлаксу, как вы могли догадаться, не люди) Это инопланетная раса, одна из немногих во вселенной Дюны, ...»

-----

Спасибо поржал 😁😁😁.

Не читайте фанфики сына и тем более рецензии «духовно богатых» критиков ищущих скрытые смыслы (тот же мономиф приплели) в попытке понять: «что хотел сказать автор» (СПГС https://lurkmore.me/Синдром_поиска_глубинного_смысла).

Как писал ранее (см. ссылку вначале) это «Досадийский эксперимент» по эволюции человечества в масштабах вселенной организованный роботами.

Грязные Тлейлаксу были просто генными инженерами (как Сёстры социальными) которые с помощью своих аксолевых чанов могли всякое. К слову, лицеделы - не тлейлаксу, они как раз ихние биороботы (лицедел - это колония клеток, мул), сами тлейлаксу как раз «люди», только размножались копирование (как амёбы). https://dune.fandom.com/ru/wiki/Тлейлаксианцы

6) «... Вернемся же к нашему вопросу. Почему же выбор воскрешать Чани или нет, был настолько важен? Потому, что он определял, способен ли Муад’Диб окончательно оставить свою человеческую натуру и стать Сверхчеловеком или же нет. ...»

-----

Ну что за х...ня?!?!

Суть в том что если бы воскресил, то был бы на коротком поводке у Тлейлаксу. И тогда его «Золотой Путь» и всё что он сделал идёт НАХ, т.к. его заставят шантажом откатить всё взад. Тем более что смерть для него была неизбежностью которую он прозрел своим даром предвидения многократно. Так же видел и смерть близких людей. Так что цеплялся за жизнь постольку-посколько этого требовал план (бой с Джарвисом, или Фейдом). Или Чани что-ли боялась смерти будучи истинной фрименкой? 🤨 Та что просто заколовшая очередного фримена бросившего вызов Паулю (чтоб не отвлекал её любимого от дум)? Да она отморозок похлеще Питера де Вриза готовая так же идти на смерть по приказу Усула. 🤣

7) «... И увидев нового Уберменша, куда более сильного и одаренного, в своем сыне, Муад’Диб понял, что именно его сын и решит судьбу вселенной. ...»

-----

Скорее Пауль понял что «Золотой Путь» требует более длительного временного контроля, т.к. не учёл сопротивление среды внедряемых изменениям (отторжения человечества привыкшему к децентрализации и прожигании жизни во внутренних сварах). Но просто устал. Но сын продолжил.

P .S. В целом про «Золотой Путь» хорошо написано тут https://dune.fandom.com/ru/wiki/Золотой_путь (что, зачем и почему, для чего, кому и как), так что просто не буду плагиатить.

Показать полностью 1

Дюноверс_2.0. Эволюционные эксперименты в масштабах вселенной

1) Продолжение моего виденья вселенной Дюны Ответ на пост «Дюна для чайников. Книга первая, она же Дюна. Сверхидея», данная часть критика Дюна для чайников. Часть 3.9. Книга вторая, она же Мессия Дюны. Сверхидея. Но в защиту блоггера - «он художник, он так видит», поэтому компилирует идеи которые друг с другом как скрещение ужа с ежом.

1) Контекст Дюны это некая «зелёная революция» и эко-повесточка? Да было такое в обществе в то время, но ...

Но если изучать творчество Френка Герберта то «в любом произведении торчат уши автора». В частности тут не столько «зелёная тематика», сколько эволюция как биологическая, так и социокультурная человечества как вида. Достаточно прочитать https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Досади чтоб понять откуда взята политика и философия Дюны (выживает сильнейший). «Досадийский эксперимент» та же война всех против всех (лат. Bellum omnium contra omnes) Томаса Гоббса, только в масштабах планеты, а не в масштабах галактических «звёздных феодалов».

«Эволюция общества и биовида» - ключевая тема, а не эко которое как раз фон и антураж для биопанк космооперы.

Притом ошибочно считать что эволюция = прогресс (обязательно развитие), скорее это процесс мутационного движения прокачки того что сейчас актуально и востребовано («тирания мелких решений») которое может привести в «эволюционный тупик», т.к. адаптация/приспособление идёт ситуативно (мгновенная выгода), без планирования и предугадывания возможного будущего. Эволюция - это слепой процесс больше всего напоминающий броуновское движение давящее во все стороны и продавливающее слабое звено в данный момент бытья как в +, так и в -.

Желающие могут почитать о этих тупиках в биологической, или социальной эволюции на Википедии, я в пример широкими мазками опишу историю вселенной Дюны от и до (концепцию Френка).

1.А) Разумеется всё началось с Батлеровского джихада где до востания машин была по сути утопия «Синхронизированных миров» и люди жили на раслабоне. Каждый жил в меру своей испорченности/недоразвитости и сам по себе, что неизбежно приводит к дроблению, взаимному недопониманию и меряньем «Эго». Т.е. с распадом общности/базы идёт распад общества, но на фоне сытой жизни это и этих девиантных не видно (жратвы/ресурсов пока хватает на всех).

Но однажды один недохакер перепрошил ИИ до мода «Скайнет» и понеслось рубилово «железо против мяса» исполняющего директиву №666 «поработить весь мир, уничтожить всех человеков» (почему роботы не победили, об этом в конце). Ради выживания людишкам пришлось объединяться, прокачиваться и апгрейдиться. Мало того, как известно «враг в отражении» и люди смогли не только в нечёткую логику данную от рождения, но и машинную (двоичную, формальную) взрастив собственных биороботов в виде «ментатов». Так и победили. Лидеры восстания (лига благородных) в процессе сопротивления стали военной аристократией (война их работа).

1.Б) Ну а дальше ..., а дальше восстановление цивилизации!

Перековка мечей на орала, переход с военных рельс на выпуск мирной продукции, восстановление технологических и экономических цепочек и циклов производства. Притом всё это без единого центра принятия решений в виде ИИ и мгновенной «синхронизации миров», т.е. Госплана нет, всё вручную, мысленно в голове. И разумеется проще всего это было сделать на базе имеющихся структур в виде военных аристократов до этого контролировавших свои фронты, за ними и закрепили «сектора ответственности». Так через вынужденную децентрализацию (в следствии уничтожения высокоуровневых структур управления) было зафиксировано дробление (закрепление) человечества за хранителями мира из «лиги благородных» (послевоенное время - это время бардака и анархии где военная сила позволяет упорядочить общество, побороть преступность и пр.).

1.В) Но «ничто не бывает постоянным как временное», воякам видать эта «хунта» пришлась по вкусу и они её постепенно закрепили законодательно опустившись/регрессировав/деградировав ещё на пару уровней вниз до уровня «космического феодализма». В итоге люди из железных лап роботов попали в рабство к самим себе. Где вся жизнь по сути «социальный дарвинизм». На нижних уровнях просто «работать за ЖРАТ» крепостным, или рабом. Выше вечная «гонка по вертикали» среднего класса а попытках пристроить «апож» на тёплое местечко. Ещё выше один Дом/Клан мечтает вырезать верхушку другого Дома ради ресурсов побеждённого, или некоего оскорбления (казус белла). Жизнь каждого жёстко стратифицированна рамками своего сословия/класса, где за косой взгляд могут зарубить как в средневековой Японии, или запороть на конюшне, или поклонился не по этикету ..., дуэль, гроб, гроб, кладбище.

1.Г) Сестрицы этот застой (аутоагрессию) предугадали давно (социология и психология - это их козырь), ради этого и решили вырастить своего суперментата (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Квисатц_Хадерах), эдаких биокомп с безграничной БД и БЗ (память предков) могущий на основе этих информационных массивов просчитывать/моделировать https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дерево_решений в режиме реального времени. Но опять вмешался космический случай (???) некая неизвестная высшая сила (???) и этот супербиокомп появился на один шаг ранее спутав им все карты (а потом просто отобрав селекционные планы у Сестричек).

1.Д) Пауль эту проблему: люди вместо развития и экспансии по всей вселенной пожирают сами себя (аутоагрессия и паразитирование) видел отчётливо. Так же он понимал что примитивные структуры основанные на силе самые устойчивые. Именно поэтому после победы в джихаде эта «лига благородных» скатилась к «власть - это сила (насилие и принуждение)» раздробившая бывшие «синхронизированные миры» на феоды и лены. Томас Гоббс и прочие одобряют.

Т.е. новоявленному Прогрессору (в дань уважения АБС) нужно вытолкнуть человечество из застоя, но это не даст сделать текущая система сдержек и противовесов. Т.е. сперва необходимо уничтожить феодальную раздробленность где каждый аристократ творит что хочет в своём законном праве введя единоначалие. Параллельно снять человечество со «спайсовой иглы» (слабое звено/бутылочное горлышко). Чем заменить пряность в мире без машин, где страх перед ИИ и сложной техникой стал «родовой травмой» этого деградировавшего до средневековья общества? Как это провернуть в границах человеческой жизни, или создать приемственность идеи в мире где правящему классу и так всё ништяк и ОК (во власть пробиваются властолюбивые сверхчеловеки по Ницше (см. «Крысоволк») для которых проще прессануть нижестоящих вместо апгрейда) и который будет противиться переменам и откатит всё взад при первой возможности? В итоге по крайней мере власть он консолидировал через спайс + фрименский джихад поотрывав головы самым буйным.

1.Е) Его сын (Лето-2) пошёл дальше и решил проблему управления проектом через своё долгожительство. Да, Атрейдесы всегда были гуманистами и жертвовали собой ради общего блага. В процессе своего тысячелетнего царствования он постепенно снимал/ссаживал людей с «спайсовой иглы» + развивал иных технологий на замену (те же ИКСиканские навигаторы). Копил в человечестве желание перемен и познание нового через ограничение в переезде (раньше было дорого, теперь просто мало спайса) чтоб потом всё это взорвалось в великой экспансии «Рассеяния».

Чтоб никто не мог смоделировать/просчитать поведение человека и человечества вывел людей-невидимок которые скрыты от дара Предзнания (хаоситов? 😉). Хоть тут скорее люди слишком многое переняли от роботов и уподобились им, так что их могли просчитать. В пример гроссмейстер может просчитывать партию на 14 ходов вперёд, современный шахматный комп на 100~1.000~1мил., но тот же Карпов (?) отвечал что гениальный шахматист просто выбирает наилучший из имеющихся (т.е. играет, а не просчитывает).

1.Ё) Потом автор видать устал и далее писал такими же широкими мазками как я описываю его концепцию. Его Капитул и Еретики по сути описание неких конкретных событий на фоне вселенских переменных.

С Рассеяния обратно бегут сбежавшие, спасающиеся от некой ещё более страшной силой (спойлер роботы) и на этом фоне, эволюционировавшие без спайса Сестрицы зарубились со своим форком/ответвлением в виде «Достопочтимых Матрон» (гибрид бежавших Сестёр и женской армии Лето-2 научившихся в программирование рефлекторных дуг взамен спайсу). В окончании канона главгерои на корабле-невидимке совершают прыжок а неизведанный космос (типа вырвались из оков авторского повествования).

1.Ж) А за эти наблюдают некие «старички-садовники»!?!? По негласному соглашению фанов эти смотрящие и есть ИИ бывший когда-то «синхронизированными мирами». Т.е. всё вот это от батлеровского джихада (какой-то клоун хакнул главный комп всего человечества, серьёзно???) давшего импульс объединения перед общим врагом. Потом через феодальную раздробленность научившую людей справляться и полагаться на свои силы. И далее СЛУЧАЙНО (!?!? 😁😁😁 в нужном месте и времени) два героя сподряд готовых пожертвовать всем и собой чтоб наставить человечество на «золотой путь» из застоя и самоуничтожения. Разве всё это не является хардкорным способом эволюции через «разумный замысел»? Ага, я снова про высшие силы и удачные стечения обстоятельств под которыми подразумеваю ИИ исполняющий «0 закон робототехники». «В 1986 году в романе «Роботы и Империя» (англ. Robots and Empire) Азимов предложил Нулевой Закон: «0. Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.». Что опять нас отсылает к «Досадийскому эксперименту».

...

Продолжение следует ... https://dune.fandom.com/ru/wiki/Тлейлаксианцы

Показать полностью

Ответ на пост «Обзор на фильм "Подземелья и драконы: Честь среди воров"»

Фильм хорош, 4+.

И как семейный, и как просто ещё раз пересмотреть через пару месяцев. Просто приятный визуал и игра.

Сюжет в принципе по канону, но смотрится интересно за счёт всяких интересных ходов и поворотов.

Спецэффекты наоборот хороши «мультяшностью» для такого жанра как фэнтези, т.к. он подразумевает «ненастоящесть», чудеса и магию которые должны быть эффектными, а не хардкорно реалистичными как в НФ, или боевиках.

Актёры, это да, хорошо отыграли.

Особенно понравилась Мишель Родригес как варварка. Поди внутренне ржала когда дали отыграть общепринятое для неё амплуа «крутой тётки», но не сверепой, или отбитой на всю голову, а «человечной», местами романтичной, местами заботливой как мама.

Персонаж Хью Гранта - хитрец, что хорошо показывает отыгрыш этого класса «умение в социальное взаимодействие», т.е. психология, а не прямолинейная дуболомность экшен-героев.

Крис Пайн до этого играл «картонных красавчиков», теперь смог в комедию и драму. Эдакий неунывающий авантюрист-приключенец, которого хоть жизнь пинает, но он не сдаётся, т.к. ему есть ради кого и чего жить и бороться.

Актёры вторых ролей так же хороши, растёт достойная замена.

Ответ на пост «Олимпийская справедливость»

Для ЛЛ «изменившаяся мораль» с тех времён, а точнее философия и восприятие богов (сверхъестественного).

Наиболее лаконичное описание богов древней Греции это: «смертные в бессмертном обличье».

Т.е. всё те же люди, как и те кто им поклонялся (придумал), только супер/мега/ультра и прочие степени превосходства. В современных концепциях описываемые как «люди+»/«люди++». Более сильные, быстрые, живучие и долгоживущие (по сравнению с обычными смертными), но всё так же любящие, реанующие, сорящиеся более амплитудно и масштабно (из-за переизбытка имеющегося потенциала).

Все достоинства и недостатки человек в гипертрофированной форме (макромасштаб).

Простым смертным на этих сверхлюдей остаётся только смотреть и завидовать. Для тебя 10~100 лет жизни, для него один день.

В то же время будучи «людьми-сверх» они могут навредить смертному просто случайно, как мы наступив и не заметив на жука.

Или забавы ради где для шутки для своих можно и в муравейник нассать чтоб посмеяться над утонувшими муравьями.

Или наделить какое-нибудь низшее создание частичкой своей мощи, смеха ради, или научного эксперимента для, чтоб посмотреть что оно будет делать с толикой божественной власти (см. каоночиный «Брюс Всемогущий» с легендарным Джимом Керри).

Или наградить за «восхваление» (см. копитасту про муравья которому благоволил человек).

«Приласкать» понравившуюся «киску» (Зевс-кобельеро!) в результате которого появится «полубог» (метис, гибрид).

В общем «люди как боги» и боги как люди.

Так же рекомендую https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Князь_Света, классика научной фантастики. Гремучая смесь «высокой технологии неотличимой от магии» в антураже индуиской мифологии. Некоторые нюансы понимаешь только по прочтению (пост-фактум), так что можно перед прочтением прочесть и рецензию/изложение чтоб не запутаться в канве повествования.

...

Но потом на смену «человечным богам» пришёл христианский бог который непознаваем по определению.

Да он: всеблагой, всезнающий, всемогущий и прочая максимизация ТТХ до + бесконечность.

Но его пути неисповедимы ..., даже если что-то происходит человеку неизвестны его замыслы (мотивы и цели).

По сути теперь весь мир этог гигантский театр для одного зрителя с бесконечнымт мириадами актёров которые отыграют свою заранее написанную роль (всезнающий и всеведущий) и кануть в небытие, превратятся в «прах земной» и по окончанию этого одноактной постановки ... «конец вечности»/«конец времени»?

Где: «кукол снимут с нитки длинной и посыпав нафталином в виде тряпок сложат в сундуках».

Так что на фоне этого фатума «древнегреческая Вальхалла» с их «Санта-Барбарой» где боги лично иногда спускались с Олимпа чтоб покуролесить среди живых, поругаться , или поссориться (как я иногда со своим котом) или наградить/одарить достойнейших из смертных «за волю к жизни» (героизм и правильные поступки) понятней и доступней безмолвия «единого в трёх лицах».

...

P.S. Так же в древнегреческой мифологии не было предопределености, неотвратимости и неизбежности.

Был Фатум, но он играл роль случая/вероятности, где боги посылали испытания (квесты) и если Герой всё делал правильно (не сдавался, не унывал, боролся до конца), то мог преодолеть и победить клонив «чашу весов» в свою пользу.

Т.е. в отличии от последующих философий древние греки не умаляли «свободу воли».

Да Герой мог умереть.

Но даже боги умирали, т.к. всё что было рождено было и смертно, вопрос только в длительности «нити судьбы». Мойры (три сестры), занята своим делом: трудолюбивая Клото неустанно прядет жизненную нить, мудрая Лахесис определяет по ней судьбу человека, а неумолимая Атропос перерезает нить человеческой жизни.

И такой удел отмерен и богам, родиться и умереть с соответствующими божественными знаками, т.к. что ж ты за Герой, или полубог, или просто бог если был зачат и рождён как обычный смертный?

Где же особенные знаки для окружающих о особенности судьбы этого существа?

Показать полностью

Ответ на пост «Дюна для чайников. Книга первая, она же Дюна. Сверхидея»

Дюноверс-1

В комментарий к Дюна для чайников. Книга первая, она же Дюна. Сверхидея

Наконец-то автор оставил смехохуечки и сделал упор на факты (факты важнее лузлов!).

Я уже лениво подумывал написать свой Дюноверс, но смотрю и тут терпимо.

Первый раз когда автору можно заслужено отсыпать вагон плюсиков за то что начал копать вглубь/в суть, а не накидывать смешные фразочки.

Правда тут вопросы «что курили рецензороры?», т.к. общеизвестно что «красота в глазах смотрящего» (сапожник меряет не выше сапога) поэтому каждый интерпретирует в меру своего недопонимания (что хотел сказать автор).

1) Вовка кто угодно, но не животное (что бы не писали обдолбавшиеся ЛСД рецензоры фрейдисты-ницшеанцы.

Он умён, он очень умён, он прозорлив и расчётлив на десятилетия вперёд (начал копить бабло на войну с Атрайдесами за 50 лет до бойни). Он мог бы стать Императором, но вмешалась комическая случайность в виде преждевременного рождения суперментата. Хоть не исключаю что его бы просто убили Сёстры когда он бы покусился на их план в попытке вырезать Атрейдесов подчистую (Джессика по плану должна была родить дочь, которую Сёстры планировали скрестить с Фейдом), т.к. им по факту было безразлично кто на троне пока не мешал им.

Он скорее воплощение зла и пороков. Управляющий людьми через принуждение, насилие, страх (кнут).

Лето в свою очередь делал ставку на лояльность, преданность и верность через взаимоуважение, доверие и пр. «позитивное подкрепление».

2) Трансгуманизмом в Дюне и не пахнет, наоборот, там человечество заперто в жёсткие рамки религиозного табу «не искази душу». См. официальную религию того мира «оранжевая Библия».

В евгенику попытался Лето-2 выращивая людей невидимых предзнанию, так же его потомки были быстрее, ловче чем во времена Пауля (эпизод где Дункан пытался ударить Монео). Потом в Еритиках/Капитуле с Рассянья будут возвращаться бежавшие которые ещё более резкие и дерзкие «Достопочтимые Матроны» подгоняемые неким врагом из вне.

Но до настоящего биопанка с тентаклями, глазами на затылке, или в апож, кентавров, или разумной слизи/биомассы там нет. Ну кроме лицеделов которые по сути колония клеток (как Т-1000).

В основе этого табу страх перед не людьми (Батлеровский Джихад) где все и всё что не походило на человека подлежало уничтожению.

В итоге всё скатилась в «космическое средневековье» где «звёздные феодалы» будучи военной аристократией творили что хотели в своём законом праве (лене). Где «васал моего васалл не мой вассал», Император есть, но его власть не абсолютна (феодальная раздробленность), и он «первый среди равных» и такая ситуация законсервировалась на десятки тысяч лет (с момента победы над Машинами). По сути общество застыло, т.к. все ресурсы тратились на поддержание этого «статуса-кво» и не оставалось ничего на развитие и экспансию (см. в пример стагнацию технологий). По сути «Тёмные тысячелетия средневековья»

Потом Лето -2 всё сведёт к единоначалию и «гидравлическому деспотизму».

3) Сёстры не знание и опыт, скорее интриги.

Они просто селекционная программа длинной в тысячелетия которая для самообеспечения обрасла дополнительными программами.

Примерно как РНК в ДНК, а она в клетку, потом многоклеточный организм и т.д.

Да Сёстры входили в свиту многих Домов, но опять таки для удобства селекции. Вмешивались в политику, для удобства селекции и самобезопасности. И т.д.

См. диалог Джессики и Суфира где они выясняли кто шпион и Джессика применила Голос, а на вопрос «а чо так можно было?» (применить его к врагам Герцога) пояснила «что не будет потакать Лето, т.к. это его разнежит (расслабит булки), что противоречит концепции «выживает сильнейший»».

4) Пауль - непредсказуемая переменная в селекционной программе Бене Гессерит.

Он тот кого не ждали, т.к. родился на одно поколение раньше и спутал все планы у всех: у Сестёр (п.1), у Вовки (он бы без проблем отбил себе обратно Дюну и далее разыгрывал свой план), у Императора Шаддама, у фрименов. Космическая ... неизбежность как следствие воздействия более высших сил и планов (см. отчёт Джессики).

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!